Преодолеть себя
Германия пытается снять с себя чувство вины за Вторую мировую войну с помощью "важнейшего из искусств", которым, как известно, является кино. В прокат там выходит фильм "Женщина в Берлине", посвященный ужасам периода оккупации немецкой столицы советскими войсками в 1945 году. Режиссером совместной немецко-польской картины стал Макс Фарбербок, ранее уже снимавший ленты о жизни в Германии во время войны. Его фильм "Эйми и Ягуар" про не совсем традиционные отношения добропорядочной на первый взгляд немки и еврейки из подпольной группы сопротивления несколько лет назад получил награду Берлинского кинофестиваля. Европейские критики утверждают, что новая картина Фарбербока, в основу сценария которой положен скандальный дневник, приписываемый немецкой журналистке Марте Хиллерс, может вызвать очень эмоциональную реакцию немецкого общества, часть которого уже более шестидесяти лет таит обиду на русских.
Дело в том, что в послужившем первоисточником дневнике приведен частный взгляд на взятие немецкой столицы советскими войсками в мае — апреле 1945 и впечатления от пребывания в "русской" оккупационной зоне. Дневник был впервые опубликован в переводе в 1954 году в США без указания авторства. В 1955 его издали в Великобритании. В ФРГ он увидел свет только в 1960 году, но, как писало британское издание The Independent, "был встречен враждебностью и молчанием". В дневнике со смаком описываются зверства советских солдат. Основной акцент сделан на многочисленные изнасилования молодых и не очень немок. Действие фильма начинается в Берлине 20 апреля — Третий Рейх доживает свои последние дни, а Гитлер празднует последний день рождения. Женский голос за кадром от имени главной героини рассказывает о "вере в судьбу нации, стильном в прошлом образе жизни и фашистских взглядах". Но тяжелый сапог советского солдата уже стоит на пороге столицы.
Когда заканчивается штурм города — начинается полный "ахтунг". Главная героиня (она же автор дневника) после того, как над ней несколько раз надругались "русские медведи" в форме, ищет защиты у "волка" — советского офицера. Естественно, тоже в обмен на секс. Причем в кино, в отличие от литературного первоисточника, ее отношения с Евгением Сидихиным, поблескивающим погонами и волчьим взглядом (он играет офицера-покровителя), начинают походить на романтические. Наличие российского актера подразумевает, что создатели фильма рассчитывают вывести его помимо немецкого и на кинорынок РФ. Что ж, "Женщина в Берлине", скорее всего, найдет здесь своего зрителя. Мазохизму некоторой части отечественных киноманов, влюбленных в больших специалистов по части "накостылять проклятым русским" — Индиану Джонса и Джеймса Бонда, — удивляться уже не приходится. Найдутся и готовые поверить в очередной киномиф о России. Отыщутся и беспредельно жадные прокатчики, готовые зарабатывать, например, на светлой памяти белогвардейских героев, но при этом, почему-то, эстетски поплевывать на память двадцати с лишним миллионов соотечественников, оставшихся на полях Великой Отечественной.
Стоит заметить, что факты массовых изнасилований жительниц Берлина советскими солдатами за шесть десятков лет так и не нашли документального подтверждения. В отличие, например, от фактов настоящих, а не киношных или литературных зверств гитлеровцев в России. Западные журналисты, впечатленные прочитанным в дневнике, неоднократно пытались раскопать хоть какие-нибудь свидетельства тотального насилия над женщинами на берлинских улицах в мае 45-го. Но тщетно. Тогда дружное молчание тысяч потенциальных свидетельниц объяснили их нежеланием выворачивать наизнанку свое грязное белье. Однако даже сам факт подлинности дневника до сих пор вызывает большие сомнения и споры. Ведь всплыл он в самый разгар холодной войны. Рукописи никто не видел — публикация осуществлялась по машинописной копии. Тогда — в бурные 60-е годы, — чтобы скомпрометировать СССР, в ход шло абсолютно все — от карикатур в газетах до откровенных фальшивок на кинопленке.
Но история, как известно, повторяется. В том, что записки неизвестной фрау экранизированы именно сейчас, просматривается попытка некоторых западных сил подлить масла в огонь разгорающейся новой "холодной войны". А заодно — реабилитировать через экранные муки, принятые от "советских варваров", немецкий народ. Прежде всего — в собственных глазах. Наличие комплексов перед своей историей не вписывается в вызовы текущего дня, на повестке которого вырисовывается очередное противостояние с наследницей СССР — Россией. Той Россией, о народе которой, по словам урожденной немки Екатерины II, было выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, сколько ни о каком другом.