Кино началось по полной
Первыми на "Молодости" показали свои работы дочери звезд американского и иранского кино — Эми Редфорд и Хана Махмальбаф, которые использовали кинематограф не как искусство, а как возможность публично излить свою боль. Закрыла конкурсный показ первого дня единственная в конкурсе полного метра украинская работа, авторы которой даже не знают, что такое искусство кино.
В программе полнометражного конкурса представлены 12 картин, одна из которых — от Украины. Ее-то как раз могло бы тут и не быть: ранее заявленный в программе фильм Игоря Подольчака Las meninas до конкурса так и не дошел (официальная причина — режиссер не успел закончить фильм, хотя в январе его уже показывали на Роттердамском кинофестивале). В последний момент в конкурс попала "Маленькая жизнь" Александра Жовны, которая в расписании сеансов заняла место российской картины "Шультес" Бакура Бакурадзе — главный призер "Кинотавра-2008" до Киева по неизвестным причинам не доехал.
Конкурсную программу открыл режиссерский дебют дочери американского секс-символа 70-х Роберта Редфорда — Эмми. Ее картина "Гитара" с британкой Саффрон Берроуз в главной роли уже была представлена на кинофестивале в Санденсе, основанном в свое время папой Эмми, но, увы, безуспешно.
Главной героине по имени Мелани, которая на протяжении всей ленты называет себя Мелоди, ставят смертельный диагноз — "рак на последней стадии". Жить длинноногой красотке с печальными глазами остается всего два месяца. Девушка решает провести оставшееся время так, как ей хочется — переезжает из квартирки в подвале в шикарные апартаменты с видом на океан, покупает Fender Stratocaster и начинает дергать струны с утра до ночи, сбивая пальцы в кровь. Результаты такого своеобразного лечения превосходят всякие ожидания: болезнь отступает, врачи разводят руками, а Мелани-Мелоди становится звездой рок-н-ролла — полный happy end.
Родственникам людей, умерших от рака, эту сказочную залепуху (хотя она и посвящена друзьям режиссера, умершим от рака) смотреть настоятельно не рекомендуется. Раздражает. И не верьте тем, кто преподносит дебют Эмми Редфорд как противопоставление голливудскому кино — все здесь "сляпано" в лучших традициях фабрики грез. Кино не спасает даже прекрасная актерская манера игры Берроуз. Единственный эпизод правды в картине — это когда доставщик мебели и временный любовник главной героини (Исаак де Банколе) во время страстной любовной сцены вдруг очень трезво и устало посмотрел в камеру. Такие моменты гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс когда-то очень точно назвал эффектом "волоса на объективе".
Если в картине дочки звезды американского кино правды нет, то в картине "Будда рухнул от стыда" (фильм компании "Кино без границ") Ханы — младшей дочери звезды иранского кино, главы жюри прошлогодней "Молодости", режиссера Мохсена Махмальбафа, ее в избытке. "Не могу пожелать вам хорошего просмотра,- сказала перед показом 19-летняя Хана, которая специально приехала в Киев представить свой фильм,- потому что это кино о жестокости и боли". То, что сняла юная иранка, идущая след в след по стопам отца, ближе к документалистике. Действие происходит в афганском Бамиане рядом с руинами статуи Будды (в 2001 году ее разрушили талибы). В основе лежит почти толстовская история о Филиппке, и посвящена она одному дню из жизни шестилетней девочки Бахтай, которая целый день путешествует в школу. По дороге на нее нападают местные мальчишки, которые, поочередно изображая то талибов, то американцев, издеваются над героиней. Происходит это до тех пор, пока она не соглашается понарошку умереть — рухнуть, как статуя Будды. "Умереть, чтобы освободиться" — ключевая фраза фильма.
Попытка режиссера отобразить результаты многих лет насилия над страной, показывая портрет современного Афганистана, чтобы взрослые увидели, как их поведение влияет на молодое поколение, получила одобрение на Берлинале и фестивале в Сан-Себастьяно (гран-при в 2007 году). Впрочем, фильмы, главными героями которого являются дети, очень трудно воспринимать как художественное произведение. Тем более что Хана использует кинематограф не как искусство, а как возможность публично излить свою боль. И что тут скажешь, ей это удается — без слез смотреть на то, как рвут тетрадку маленькой Бахтай, решительно невозможно.
Третьим фильмом конкурса стала украинская "Маленькая жизнь" Александра Жовны, в которой главный герой Филиппок не аллегорически, а буквально. Так зовут мальчика, потерявшего мать и с горя ушедшего в лес замерзать, но вовремя обнаруженного монахами. Мальчика забирают в монастырь и потихоньку приучают к иконописи и к богу.
Сказать, что эта картина не дотягивает до уровня полнометражного конкурса "Молодости", значит, не сказать ничего. Она и до кино-то дотягивает с трудом. Нечто похожее время от времени показывают на позабытом-позаброшенном телеканале "Культура" — эдакая благостная поэтическая публицистика: есть здесь закадровый голос, вещающий о чувствах мальчика, его мутные сны и фантазии, где все в белом и облетает яблоневый цвет, и избитая классика в саундтреке. Одним словом, "Маленькая жизнь" как единственный фильм от Украины в полнометражном конкурсе главного кинофестиваля страны — это как раз тот случай, когда лучше уж никак.