Политическая буря над Римским кинофестивалем
Дорога, ведущая к Третьему кинофестивалю в Риме оказалась более каменистой, чем Аппиева дорога. Во всем мире фактор случайности работает на руку фестивалям и помогает сформировать программу, пригласить звезд, заполнить залы публикой, удовлетворить персональным вкусам, чему также немало способствует недавние голливудские забастовки и нестабильная экономическая ситуация. Однако если возникает политическая буря — даже за пять месяцев до открытия фестиваля — она вызывает сомнения у дистрибьюторов относительно того, состоится ли фестиваль вообще.
"Не отрицаю, год действительно трудный", — говорит художественный координатор фестиваля Пьера Детассис.
Тем не менее, она не ищет чересчур большого количества алиби, проистекающего из того факта, что сегодняшний мэр Рима Джанни Алеманно, политик правого крыла, сообщил в мае, что он обдумывает, а не "свернуть" ли фестиваль, который, напомним, является детищем мэра предыдущего — Уолтера Велтрони, синефила и политика левого крыла.
"Несмотря на влияние политиков, несмотря на то время, что мы потеряли (не принимая никаких мер из-за опасений быть в любой момент закрытыми), я могу подтвердить, что публика проявляет просто огромный интерес к нашему фестивалю", — гордо заявляет Детассис.
Алеманно понимает, в свою очередь, что закрытие по его инициативе фестиваля или даже его притеснение вряд ли сыграет ему на руку и станет, мягко говоря, непопулярным шагом.
Недостаток высоких гостей из Голливуда Детассис объясняет многими факторами, не последний из которых — то, что даты проведения фестиваля совпадают с Лондонским фестивалем (15 — 30 октября) и непосредственно предшествуют американским президентским выборам.
Итак, в этот раз Римский кинофестиваль более "местный", в конкурсе намного больше картин, произведенных в Италии, чем в других странах. Тем не менее, в рамках фестиваля пройдут международные премьеры , а в конкурсную программу свои ленты представили 18 стран.
Фестиваль открылся сразу двумя картинами — сентиментальный нуар молодого итальянского режиссера Марии Сол Тоньяции "Мужчина, которого я люблю" /L'uomo che ama/ с участием Моники Белуччи и Пьерфранческо Фавино. Второй картиной открытия стал альманах "8", содержащий в себе восемь короткометражек от, помимо прочих, Гаса Ван Сента, Миры Наир и Джейн Кэмпион, что символизирует перемены в биографии фестиваля, который начинался с показа картины "Мех: жизнь Дианы Арбюс" с участием Николь Кидман.
"Конечно же, это риск, особенно, если учитывать то, как нас воспринимают за рубежом", — считает Детассис. Белуччи, которая уже открывала прошлогодний фестиваль показом французского нуара "Второй ветер" /Second Wind/, может по праву считаться регулярным гостем фестиваля.
Тем не менее, Рим не останется без внимания со стороны Голливуда. Среди гостей, к примеру, ожидается Аль Пачино, который получит премию за заслуги перед мировым сообществом и пообщается со зрителями. Фестиваль также почтут своим присутствием актер Вигго Мортенсен и режиссеры Уэс Андерсон, Дэвид Кроненберг и Майкл Чимино.
Детассис отвергает домыслы итальянской прессы о том, что отказ от картины Оливера Стоуна "W.", которую изначально планировали показать на открытии фестиваля, произошел из-за опасений того, что антибушевская комедия может не понравиться консервативному премьер-министру Сильвио Берлускони и мэру Алеманно.
"Мы просто потеряли время с "W." Нас могли закрыть в любой день, поэтому Стоун отдал свою картину на лондонский фестиваль. Вот и все", — сказала по этому поводу Детассис.
Глава DDA Деннис Дэвидсон, который вел переговоры в Риме и Лондоне относительно "W.", сообщил Variety, что никто на фестивале не находил в подобной тактике никаких политических соображений.
Однако ответственный за составление программы фестиваля признал, что очень трудно отделить в этом случае фестиваль от политики, поскольку "сам фестиваль был рожден в чреве политика".
Этот год выдался довольно удачным для итальянского кино — "Гоморра" (фильм артхаус линии "Кино без границ") и "Дива" впечатлили каннское жюри, в Риме же фильм открытия и пять картин в конкурсе (из 20) также произведены в Италии. Подобный "патриотизм" вполне устраивает нового председателя фестиваля Жана Луиджи Ронди.
Среди картин местного производства весьма спорный и противоречивый фильм о мафии "Galantuomini" режиссера Эдуардо Винспере с участием сицилийской актрисы Донателлы Финочьяро в роли одного из мафиози, и триллер "Прошлое — чужая земля" /The Past Is a Foreign Land/ Даниэля Викари, который также демонстрируется в конкурсе лондонского фестиваля.
Единственная американская картина, заявленная в конкурсной программе, драма Гэвина О'Коннора о вражде между американцами и ирландцами с участием Колина Фаррелла и Эда Нортона.
Среди ожидаемых на фестивале премьер — картина афганского режиссера Сиддика Бармака "Опиумная война" /Opium War/ (фильм артхаус линии "Кино без границ"), являющаяся своеобразным продолжением его предыдущей картины "Усама" /Osama/ (фильм артхаус линии "Кино без границ"), фильм с участием Мины Сувари "Сады рая" /The Garden of Eden/, который является адаптацией Джоном Ирвином последнего романа Эрнеста Хемингуэя, а также комедия Жозиан Баласко "Французский жиголо" /A French Gigolo/, в которой актриса Натали Бай играет офисную сотрудницу средних лет, уоторая предпочитает секс за деньги.
"Пусть идет дождь" /Let It Rain/, последняя комедия от режиссера "Вкуса других" /The Taste of Others/ Агнесс Яуи, в которой она сама снялась вместе с комиком Жамелем Деббузом, — среди многих комедий, представленных на фестивале.
Неплохо представлены и драмы: артхаусная картина "Летние часы" /Summer Hours/, снятая бывшим критиком Cahiers du Cinema Оливье Ассаясом, который также приедет на фестиваль, чтобы встретиться со зрителями.
Драма Ули Эделя "Комплекс Баадер-Майнхоф" /The Baader Meinhof Complex/, рассказывающая о немецкой террористической группе, будет показана в один день с похожей по тематике картиной Конни Уолтера "Длинные тени" /Long Shadows/, повествующей о бывшем террористе.
Заглядывая в будущее, Детассис надеется, что политика будет отделена от фестиваля настолько сильно, насколько это вообще возможно в Италии.
"В этом году мы прошли через сущий ад. Это дало нам ценную возможность понять, что политикам здесь не место, надеюсь, они это тоже поняли", — подытожила Детассис.
По материалам Variety