Абель Феррара обошелся без достоевщины
В Москве завершился 2-й международный фестиваль современного кино "Завтра": гран-при достался французско-либерийско-бельгийской картине "Джонни Бешеный Пес" (Johny Mad Dog) (фильм компании "Кино без границ") о трудном детстве африканских подростков. Россия была награждена призом в номинации "Актеры" — за фильм Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь". Кроме фильмов одним из самых запоминающихся явлений фестиваля "Завтра" оказался председатель жюри Абель Феррара.
В соответствии с прогрессивными тенденциями, которые стараются культивировать организаторы фестиваля "Завтра", первым на церемонии закрытия свой спецприз вручило жюри из трех блогеров, которым больше всего понравилась по-скандинавски отмороженная комедия норвежца Бента Хамера "О`Хортен" (O`Horten) про машиниста, вышедшего на пенсию и тем самым сильно разнообразившего свою жизнь. "О`Хортен" победил также в номинации "История": Бент Хамер получил приз из рук Владимира Сорокина, посетовавшего, как непросто рассказать в кино хорошую связную историю, и признавшегося, что норвежский фильм заворожил членов жюри своей "северной, снежной, ледяной историей".
В номинации "Звук" победил полнометражный мультфильм "Идиоты и ангелы" (Idiots and Angels) известного американского аниматора Билла Плимптона, чьи работы похожи на рисунки цветными карандашами. В "Идиотах и ангелах", мрачноватом фильме о не очень хорошем человеке, у которого принудительно отрастают ангельские крылья, диалогов нет, поэтому смысловая нагрузка ложится на тщательно составленный саундтрек. В номинации "Изображение" фотохудожник Антон Корбайн вручил приз за "необычайно поэтический и эмоциональный визуальный ряд" македонской драме "Я из Титова-Велеса" (I Am From Titov Veles) про трех сестер с нелегкой судьбой, прозябающих в пришедшем в упадок городишке, но не теряющих склонности к сюрреалистическим фантазиям, изображение которых и составляет основную художественную ценность картины.
Председатель жюри Абель Феррара, единолично спасший от тоски церемонию открытия фестиваля, блеснул и на закрытии: поцеловал руку президенту фестиваля Ивану Дыховичному, объяснился в любви члену жюри Борису Хлебникову, после чего начал свою речь словами "Я хочу вам сказать все, что я знаю об этой жизни" и предупредил, что чувствует себя как Фидель Кастро: "Дайте мне микрофон, и я буду говорить до утра". Поведав собравшимся, что будущий американский президент Обама "совсем не такой черный, каким его считают", а также сообщив, что его все 57 лет жизни преследуют в ночных кошмарах русские медведи, Абель Феррара все-таки каким-то чудом ухитрился перейти к вручению гран-при фильму "Джонни Бешеный Пес". В этой брутальной и довольно безнадежной картине переплетаются две истории: одна о 15-летнем мальчике-солдате, не по-детски участвующем в гражданской войне, другая — о 13-летней девочке, старающейся спасти своего отца-инвалида и младшего брата. Выступлению режиссера "Джонни Бешеного Пса" Жана-Стефана Совэра, пытавшегося быть серьезным, Абель Феррара придал несколько балаганный оттенок своими комментариями.
Абель Феррара выразил надежду, что победитель фестиваля потратит призовые $50 тыс. так, как он сам бы их потратил, хотя они и ему самому очень бы пригодились, поскольку он сейчас как раз собирается снимать современную версию доктора Джекила и мистера Хайда. Единственное, пожалуй, о чем можно пожалеть в плане распределения призов фестиваля "Завтра",- то, что один из главных фаворитов режиссер фильма "Карамазовы" Петр Зеленка ничего не получил. Его "Карамазовым" Абель Феррара предпочел африканских детей, не подозревая, видимо, что он был приглашен в качестве председателя жюри прежде всего из тех соображений, что он любимый режиссер Петра Зеленки, которому впредь придется любить Феррару без взаимности.