Ежи Гоффман присоединил Украину к Европе
35-й международный кинофестиваль "Молодiсть", проходящий в Киеве, собрал именитых гостей — от Романа Поланского до Вадима Перельмана. Но самый большой ажиотаж АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ наблюдал на фильме польского ветерана Ежи Гоффмана "Украина. Рождение нации".
Это первая часть историко-документального телевизионного триптиха, покрывающая период от древнейших времен (зарождение славян) до конца XVIII века (ликвидация Запорожской Сечи при Екатерине Второй и расцвет украинского барокко). Сам режиссер называет свою работу "Кратким курсом истории Украины" и подчеркивает, что взгляд любого историка, а тем более художника субъективен. Но мера субъективности все же не должна превышать некую критическую величину. За 14 лет независимости на Украине появилось немало дилетантских исследований и псевдооткрытий на тему истории нации. Не смог осилить тему и украинской кинематограф, что стало особенно очевидно после провала "Легенды о гетмане Мазепе" Юрия Ильенко. Между тем поляки сохранили индустрию постановочно-исторического кино, а такие его корифеи, как Ежи Гоффман, захватили в орбиту своего интереса ту же самую украинскую историю.
Значима и биография режиссера: родился в Кракове, ребенком вместе с матерью был сослан в Сибирь, после войны выучился в московском ВГИКе и женился на киевлянке. Так что "Краткий курс" Гоффману был написан на роду: он получил на это моральное право. И это право использовал — сделал фильм чрезвычайно политкорректный, но при этом очень личный и страстный. В нем на основе документов, летописей, картин, фотографий, архивных материалов и кадров из художественных фильмов (в том числе самого Гоффмана) показано, как на протяжении веков вызревала нация, ныне зовущаяся украинской. Как после распада Киевской Руси формировался ее характер и культурный код в борьбе двух ориентаций — европейской и московско-азиатской.
На пресс-конференции Ежи Гоффман говорил по-русски и продемонстрировал отличное знание нюансов языка, вспомнив анекдот про хобби Хрущева и сказав, что история — это его давний "за...б", а также что историю Украины нельзя читать без брома. Судя по переполненному во время просмотра залу и по последовавшей бурной дискуссии, Гоффман не одинок в своем увлечении. Его молодые оппоненты, в частности студентки католических колледжей, были немного разочарованы тем, что фильм не акцентирует роль католичества и Литвы в истории Украины. С другой стороны, режиссера упрекали в некотором преувеличении европейского гуманизма и веротерпимости — в противовес кровожадной Московии. Но Гоффман парировал все упреки спокойно и дипломатично. В конечном счете его фильм направлен против исторической истерики, напыщенных мифов и лозунгов — будь то Польша как жертва европейской истории, искупающая чужие грехи, или Россия как спасительница Европы. Никто ничего не должен искупать, а жертвы неизбежны, и только огромными жертвами народ достигает того, что становится нормальным. Ежи Гоффман так сформулировал цель своей работы: "Я бы хотел, чтобы люди с украинскими корнями поняли, откуда они взялись, а люди других кровей, живущие на Украине, почувствовали себя лояльными гражданами этой страны, как в Америке представители всех этносов чувствуют себя прежде всего американцами".
Роман Ежи Гоффмана с Украиной развернулся начиная с фильма "Огнем и мечом" — экранизации романа Генрика Сенкевича, запрещенного на Украине так же, как в Польше был запрещен "Тарас Бульба" (один считался антиукраинским, другой — антипольским). Теперь Гоффман, кажется, собирается экранизировать и "Тараса Бульбу" с помощью финансистов из Индустриального союза Донбасса. 73-летний польский режиссер — постоянный друг фестиваля и устраивает здесь премьеры всех своих работ. "Я, как говорят, осетрина второй свежести, но духом молод, а когда состарюсь, буду участвовать в других фестивалях",- сказал в заключение режиссер. А вот молодое по возрасту украинское кино представлено не эпосом, а главным образом короткометражками. Вместо пяти ежегодно производимых при господдержке полнометражных фильмов после "оранжевой революции" появилось только два.