Первая русская фильма

Сто лет назад, 15 октября 1908 года, в Санкт-Петербурге был показан первый русский игровой фильм, немая лента под названием "Понизовая вольница". Это был фильм о Стеньке Разине, и, по сути, иллюстрировал знаменитую народную песню о славном атамане, который увлекся персидской княжной, но, услышав упреки товарищей (нас на бабу поменял!) картинно сбросил княжну за борт в Волгу.

В фильме за борт кидали чучело в персидском наряде.

А создал ленту фотограф и продюсер Александр Дранков.

Между тем если взглянуть на точку рождения русской национальной кинематографии более строгим взглядом, то выяснится, что первую русскую ленту сняли все ж таки не мы, а французы и случилось это на год раньше. Фирма "Пате" учла своеобразие момента, а именно отсутствие кино на русском материале и поручила операторам Мейеру и Топи снять этнографическую ленту из жизни донских казаков. Это был крохотный сюжет продолжительностью не больше пяти минут. На экране реальные казаки скакали на лошадях, рубили воздух шашками и показывали элементы джигитовки. Это простейшее действо имело оглушительный успех в тогдашних кинотеатрах, о чем говорит значительный тираж ленты: 217 экземпляров.

По сути, разновидностью этнографической ленты стал и первый фильм Александра Дранкова, только роли разбойников исполняли непрофессиональные актеры из Петербургского народного дома.

На простор дачного пруда (он изображал матушку Волгу) выплывали суда (челны), на которых красовались ряженые братья-разбойники во главе с атаманом. Роль атамана сыграл Е.Петров-Краевский. Эффектный зловещий красавец. Он театрально двигал бровями, изображая муки совести перед ревнивой ватагой, страстно хватал княжну (чучело) и темпераментно топил в воде.

При всей наивности этого зрелища нужно отметить серьезность, с которой подходил к своей работе сам Александр Дранков. Он понимал, что стоит у истока национальной кинематографии, и даже заказал к своей ленте музыкальную увертюру. Ее написал композитор М. Ипполитов-Иванов. Между прочим, директор тогдашней Московской консерватории.

Обычно немой фильм в кинотеатре оживлял игрой на пианино специальный тапер, а здесь звучал специальный музыкальный пролог.

Если бросить беглый взгляд на то, какими были самые первые фильмы в Европе и Америке, то легко заметить их специфику и особенности национальной ментальности. На родине кинематографа во Франции первенство принадлежит фантазии. Здесь царил волшебник Жорж Мельес, который поражал парижскую публику изысканным зрелищем метаморфоз. Фантастическая лента: "Путешествие на луну". Кинофеерии на тему сказок Шарля Перро: "Золушка", "Красная шапочка". В Англии кинематограф стартовал в обличии документа, где тон задали ленты Д. Грирсона на социальные темы: "Рыбачьи суда", "Лицо угля". В Америке же пионером кино стал вестерн Э. Портера "Большое ограбление поезда".

В этих разнонаправленных стартах уже виден ведущий тон и лейтмотив всех будущих зрелищ. Франция двинется по пути гастрономических развлечений духа, Англия озаботится воспитанием социальной ответственности, США сделает ставку на зрелище, на шок, на грандиозное приключение и породит феномен Голливуда, а русское кино возьмет крен в сторону воспитания сердца в духе патриотизма, где главным зрелищем станет история.

Судьба пионеров русского кино будет весьма пестрой.

Исполнитель роли Стеньки Разина Петров-Краевский станет профессиональным актером немого кино, сценарист В.Гончаров (из железнодорожных служащих) напишет еще не один сценарий, оператор Н.Козловский станет подлинным мастером. А вот режиссер фильма некто В.Ромашков канет в Лету и все лавры отца основателя нашего кино, — параллельно с Ханжонковым — разделит хваткий продюсер и отчасти авантюрист Александр Дранков.



Сайт управляется системой uCoz