Наследник русского авангарда

К 100 летнему юбилею Якова Халипа фотогалерея имени братьев Люмьер представляет коллекцию лучших фотографий автора, который являлся прямым наследником русского авангарда.
Яков Николаевич Халип родился в 1908 году в Петербурге в семье интеллигентов. В 1926 году его фотография "Набережная Москва-реки ночью" впервые была опубликована в журнале "Огонек". В 1928 году он уже принял участие в выставке "10 лет Советской фотографии" и получил диплом за серию портретов актеров. Его снимки постоянно печатаются в журналах "Кино и жизнь" и "Советское фото".
В 1930 году он приходит в крупнейший иллюстрированный журнал "СССР на стройке" и к середине 30-х годов уже становится одним из ведущих фоторепортеров журнала. В 1935 году Яков Халип вместе с Александром Родченко работает над Альбомом, посвященном 20-летию Красной Армии и Флота. В этот период он снимает свои наиболее известные фотографии "Торпедные катера и гидросамолеты" ("Квадрат 69"), "На страже", "Торпедист". Снимая сюжеты о Балтийском флоте, Халип делал и совершенно мирные фотографии. Одна из них "Яхты в Финском заливе" принесла ему медали на международных фотосалонах.

В 1938 году Яков Халип становится участником экспедиции по спасению полярной станции СП-1 и с борта ледокола посылает серию очерков, которые печатались в центральных газетах, включая "Правду". В этом же году в числе членов экспедиции, он был приглашен на прием в Кремль, где познакомился со Сталиным, который разрешил фотографу снять его, фотография "Сталин среди героев-папанинцев" уже на следующий день появилась на страницах "Правды".

В 1941 году Якова Халипа назначают редактором журнала "СССР на стройке", но с началом Великой Отечественной войны издание журнала было приостановлено. Яков Халип становится военным корреспондентом и поступает в распоряжение редакции "Красной звезды" и Совинформбюро. В эти суровые для страны годы, он снимал на девяти фронтах — в осажденных Одессе, Севастополе, Мурманске, Вязьме, Вильнюсе.

После войны у фотографа возникли трудности с трудоустройством: это было время борьбы с "космополитизмом". Халип внештатно снимает для "Огонька", "Смены", как и многие фотографы, он работает в фотоиздате ВДНХ, берется за любую работу, вплоть до съемок видовых открыток. И только в 1954 году после смерти Сталина приходит в журнал "Советский Союз", который стал преемником легендарного "СССР на стройке". В этом журнале фотограф проработал до конца своей жизни.

Журнал из культового превратился в "глянец" — витрину "советского образа жизни" и Яков Халип, вместе с коллегами освещает достижения социализма. Его фотографии стали полноправными документами эпохи. В эти годы он исколесил всю страну, снимал в разных концах России. "Потепление" 1960-х отразилось и на работе журнала "Советский союз". Начались поездки за границу. Так появились фотографии, сделанные в Алжире ("Встреча в пустыне"), Марокко ("Восточный базар"), Италии (репортаж из Раппало о гонках старинных автомобилей) и многие другие фотографии, которые можно увидеть на выставке. Яков Халип оставил громадный архив негативов и фотографий. Его работы сегодня находятся в коллекциях многих музеев и фотогалерей Европы и Америки, постоянно появляются на международных аукционах.



Сайт управляется системой uCoz