Скромность и амбиции
Зачем нам еще один фестиваль?
Ни одного нормального фестиваля в России не было. За исключением тех славных времен, когда Григорий Чухрай вручал приз за "Восемь с половиной" Феллини в 63-м году. А после 91-го года, когда Феллини согласился дать свою картину "Интервью" в конкурс, под гарантию, что ему вручат Гран-при, ни одного более внятного международного фестиваля игрового кино в нашей стране не проводилось. "Завтра" — это фестиваль одновременно очень скромный и амбициозный. Скромный — потому что он не премьерный. Расчеты на развитие арт-хаусного рынка в России совершенно не оправдались, и никому особенно не интересно давать фестивальное кино в Россию на премьеру. Но при этом мы амбициозны, потому что показываем по-настоящему хорошее кино. Такого кино очень мало. Кадри Кусаар, которая в прошлом году на нашем фестивале получила приз за звук за свой фильм "Магнус", открытым текстом написала в отзывах о фестивале то, о чем я стеснялся говорить. Она написала, что на других фестивалях очень осторожно нужно подходить к кинопроцессу, а здесь можно зайти на любой фильм и знать, что, как минимум, не потеряешь времени зря. Собственно, это и есть наша амбициозная цель.
А для кого этот фестиваль, если с арт-хаусным прокатом в стране не очень хорошо, и на такие фильмы никто не ходит, кроме пяти людей, которых мы знаем в лицо?
Такая сфера человеческой деятельности, как искусство, отличается тем, что неважно, сколько людей пришло, неважно даже, сколько денег заплачено. Есть какой-то гамбургский счет, какая-то иерархия ценностей, из которой становится ясно: вот это хорошо, а это плохо. И ради тех людей, которые могут это оценить и которые сами этот гамбургский счет формируют своими вкусами, ради них мы это и делаем. А сколько их, пять или пять тысяч... я, собственно, склоняюсь ко второму. Прелесть как раз заключается в том, что эти пять тысяч правы, а все остальные — нет.
Какие фильмы из тех, что вы покажете, выйдут в прокат?
Ну, есть у нас компания "Кино без границ", которая продолжает выпускать так называемый арт-хаус...
Почему "так называемый"?
Потому что арт-хаус — это, прежде всего, коммерческий термин. Он означает, что фильм выпускается в ограниченной сети специализированных кинотеатров. Арт-хаусом может быть и последний фильм братьев Дарденн, и с таким же успехом корейский боевик, суперкоммерческий на родине, но в Европе или в Америке он выпускается в этой арт-хаусной сети. К сожалению, сейчас арт-хаусная модель проката рушится, и рушится стремительно. Все специализированные отделы студий — Warner Independent Pictures или Paramaunt Vantage — либо закрываются, либо перепрофилируются. То есть деньги на этом "кино не для всех" становится делать все труднее и труднее, по разным причинам. Арт-хаус превратился просто в разновидность бизнеса, в котором в силу его маленьких масштабов участвуют менее амбициозные и менее талантливые люди. Талантливые люди вроде Апатова идут и клепают комедии "Сорокалетний девственник". Хотя задай ему такую задачу — Апатов бы спродюсировал следующего лауреата Каннского фестиваля.
Да, так по поводу проката. В прокат что-то выйдет — "Джонни Бешеный Пес", "О' Хортен" (оба — фильмы компании "Кино без границ"). После того, как мы уже пригласили на открытие фестиваля фильм "Карамазовы" (так же фильм компании "Кино без границ"), им заинтересовалась одна из прокатных компаний.
Что надо смотреть? Я понимаю, что все, но есть какие-то особые рекомендации?
Да, смотреть, конечно, надо все. Ну, если говорить о конкурсной программе, вот на открытии будет Петр Зеленка, "Карамазовы", на мой взгляд, один из ведущих европейских режиссеров молодого поколения. Еще "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, "Мой Виннипег" одного из моих любимых режиссеров Гая Мэддена... Кстати, почему мне пришло в голову устраивать эти фестивали: где бы я ни видел фильмы Гая Мэддена, они все время выносятся в какие-то параллельные программы. Хотелось сделать хоть один фестиваль, в котором Гай Мэдден, один из лучших режиссеров мира, может соревноваться в конкурсе с равновеликими людьми.
Гай Германика равновелика Гаю Мэддену?
Это покажет ее следующий фильм, но в этом фильме все те плюсы, которые давал ей ее возраст, она использовала не просто на 100, а на 999 процентов. В программе, не только в конкурсе, много всего хорошего будет, покажем "Токио!" на закрытии, Леос Каракс приедет, даст мастер-класс. Или еще "Идеология Чучхе", это американская документальная работа, основанная на известном происшествии: в 70-е годы северокорейские спецслужбы выкрали известного южнокорейского режиссера, привезли его в Северную Корею и заставили возрождать национальный кинематограф. В этом фильме одним из сценаристов является Ким Чен Ир, потому что использован текст его работы о кино. Вот такого бы гостя нам заполучить, вот это была бы настоящая звезда.
Кто из гостей будет?
Мишель Уэльбек даст мастер-класс, покажет свой полнометражный дебют.
Хорошее кино?
Нет. Но для меня важное и интересное. Почему кинематограф стал важнейшим из искусств в ХХ веке? Потому что он говорил какие-то сущностные вещи о человеке и его отношении с реальностью. И с какой-то анекдотической точностью, как прошел 2000 год, так все и закончилось. Остались какие-то пустые оболочки форматов: коммерческий, голливудский, фестивальный. Глубинная связь кинематографа с реальностью в одночасье была перерублена, пусть и не в 100% случаях. И фильм Уэльбека для меня интересен как раз тем, что он, как человек интуитивно очень чуткий и тонкий, это почувствовал и обратился к кинематографу, именно желая говорить о самом главном. Еще приедет Абель Феррара, он будет в жюри, а еще представит свой документальный фильм "Челси со льдом".
И что они тут все будут делать, тот же Феррара?
Феррара будет кино смотреть. На всяком фестивале такие правила игры, что нужно устраивать поездки, обеды. Но чем меньше этого, тем, мне кажется, лучше. При той тщательности, с которой мы относимся к отбору фильмов, хочется сделать фестиваль, на котором именно фильмы будут самым главным.