Фильм об итальянской мафии на пути к "Оскару"
"Гоморра" Маттео Гарроне считается самым реалистичным изображением жизни неаполитанской мафии, тщательная и дотошная, напоминающая документальную ленту работа получила второй по значимости приз в Каннах и неслучайно была выдвинута Италией на "Оскар". Однако если "Гоморра" и получит "Оскар", то съемочная команда будет праздновать без нескольких членов. С момента премьеры фильма в Италии два актера уже были арестованы, а в отношении третьего ведется расследование. Всем троим предъявляется обвинение в сотрудничестве с настоящей неаполитанской мафией.
Для того, чтобы достичь максимально возможной реалистичности, Гарроне пригласил в съемочную группу несколько местных жителей и задействовал их в некоторых ролях. 53-летний Бернардино Террациано, сыгравший дядю Бернардино в фильме был задержан 10 октября по подозрению в связях с кланом Казалеси, частью Каморры, которая терроризировала маленькие городки, что закончилось смертью шести африканских мигрантов 18 сентября.
Его арест последовал за задержанием Джовании Венозы, который также сыграл преступного босса в фильме. Он был задержан в июле по подозрению в том, что являлся мафиози в настоящей жизни. Третий актер, как сообщает итальянская газета Il Giornale, задержан по подозрению в распространении наркотиков.
Сам Гарроне заявил, что подходил к съемкам как будто снимал военную документальную ленту, в которой "режиссер является невидимым" и которая работает на "эмоциональном, но не рациональном уровне". Он выбрал известных актеров, таких, как Тони Сервильо, укомплектовав их реальными жителями неаполитанских трущоб, которые впервые в жизни увидели камеру — в принципе, эту же формулу он использовал при съемках своего предыдущего фильма — "Таксидермист" /The Embalmer/.
Один из актеров "Гоморры", торговец фруктами и овощами в реальной жизни, вдохновенно сыгравший гангстера, впервые в жизни выехал за пределы Неаполя с тем, чтобы помочь представить фильм в Каннах. Кстати, после того, как Гарроне принял решение снимать весь фильм на неаполитанском диалекте, для проката фильма в Италии потребовалось срочно добавить субтитры.
Одна сцена убийства, снятая в трущобах Неаполя, была заснята местными жителями на мобильные телефоны, что даже спровоцировало полицейское расследование. "Я встретился с полицейскими шишками, которые мне показали эту съемку", — сообщил Гарроне.
Мафия всегда была благодатной почвой для режиссеров и наборот. Так, клан Казалеси явно вдохновлялся игрой Аль Пачино в "Лице со шрамом". Уолтер Скиавоне, один из боссов Каморры, однажды дал архитектору посмотреть фильм и заказал ему постройку точной копии виллы, в которой Аль Пачино был убит соперниками. Сейчас эта вилла, появившаяся в "Гоморре", стоит пустая.
Появление в фильме Террациано, однако, задает новую моду для мафиози. Теперь они не собираются сидеть и смотреть на большом экране, как актеры вроде Пачино, изображают из себя гангстеров, нет, новое время требует, чтобы они сами снимались в кино.
В процессе съемок "Гоморры" Гарроне был рад, когда кто-либо из местных жителей советовал ему те или иные живописные места. "Когда мы снимали в самых опасных уголках Неаполя, местные жители всегда помогали нам советом и всячески участвовали в съемках", — рассказывает режиссер.
Основанная на одноименном бестселлере итальянского журналиста Роберто Савиано, "Гоморра" описывает жизнь и будни Каморры: распространение наркотиков, контроль за проституцией, сбросом токсичных отходов и строительством, а также за свалкой городского мусора.
Савиано, находящийся в данный момент, под защитой полиции, продолжает выступать против клана Казалеси, самой опасной группировки внутри Каморры, которая в этом организовала полномасштабную кампанию убийств, которые продолжаются до сих пор, несмотря на арест подозреваемых стрелков.
"План был такой — запугать бизнесменов и членов семей перебежчиков на сторону полиции, а также самих предателей", — заявил один из арестованных Оресте Спаньуоло полиции, как сообщает газета Corriere della Sera.
Несмотря на возведение дорожных контрольно-пропускных пунктов и несколько арестов, членам клана Казалеси удалось на прошлой неделе обчистить квартиру журналистки Розарии Капаччионе, которая много пишет клане и тоже живет под наблюдением полиции.
"Гоморра" — не первый фильм, члены съемочной группы которого испытывали неприятности с законом в реальной жизни. Актеры из "Клана Сопрано" в свое время обвинялись в совершении различных преступлений. В 2006 году Луис Гросс, игравший телохранителя Тони Сопрано, был обвинен в совершении незаконного проникновения, но был освобожден в суде. Другой актер Лило Бранкато-мл. проходил по делу об убийстве полицейского офицера в 2005 году. Винсент Пасторе был признан виновным в 2005 году в попытке избиения своей подружки и был приговорен к общественным работам. Роберт Айлер, сын Сопрано, в 2001 году был признан виновным в нападении на двух подростков и ограблении их на сумму в 40 долларов — ему дали три года условно. Тони Сирико до съемок в сериале был арестован 28 раз и отсидел четыре года за содержание притона в 70х.
Есть две вещи, которые у итальянцев получаются лучше всего, — это политика и чувства. Последнее объясняет популярность Роберто Бениньи и его фильма "Жизнь прекрасна". Первое, однако, обычно не замечают, по крайней мере, не замечали до выхода картины "Гоморра", которая призвана ударить в самое беззащитное место итальянского народа.
Снятая по мотивам популярной и вызвавшей споры книги Роберто Савиано, "Гоморра" избегает штампов и обычных мест гангстерских фильмов и медленно, в артхаусном стиле, который никогда не позволит зрителю бездумно наслаждаться зловещими сторонами этого мира, показывает происходящее, как шпион под прикрытием, проникший на территорию врага.
Начало фильма отлично указывает на то, что последует дальше. Группа и без того смуглых юношей собираются в салоне для загара, ничего не произносится вслух, однако понятно, что ожидается что-то очень плохое — ничего другого не стоит ожидать от глупо вырядившихся, украшенных дешевыми побрякушками и безвкусными татуировками парней. Через минуту они все будут мертвы, расстреляны практически в упор конкурирующей группировкой, оставлены умирать в ультрафиолетовом мареве. Тишину нарушит громкий, энергичный и раздражающе попсовый еврохит. Наверно, эффект от сцены можно выразить словом "иронический".
После этой бойни, фильм развивается в нескольких направлениях одновременно, и эти дороги не пересекутся. Гарроне рассматривает различные слои, запрятанные в "пироге" Каморры, подобной мафии организации, и единственным связующим звеном здесь выступает Дон Чиро (Жанфеличе Импарато), человек, распределяющий денежные средства между семьями членов Каморры, заключенных в тюрьме. Гарроне следует за Чиро практически везде, пока зрителю не становится ясно, что Каморра — система, винтики которой крутятся исключительно из ужаса к системе. Особенно ясно эта мысль выражается в сюжетной линии о портном (Сальваторе Канталупо), нанятом для того, чтобы шить костюмы для Каморры, который был изгнан из мира высокой моды после того, как его поймали за работой на китайских конкурентов. Он остался в живых, но его достоинство было, безусловно, растоптано, что подчеркивается эпизодом, когда мы видим на экране Скарлетт Йоханссон в платье, сделанном по его эскизам, становится ясна вся несправедливость положения.
Небольшое облегчение приносят парочка панков (Марко Макор, Тони Петрони), которые относятся к верхушке Каморры как к "жирным старикам" и считают город своим. Эта парочка уравновешивает сцены, в которых удачливый бизнесмен (Тони Сервильо) отмывает деньги Каморры посредством сбыта токсичных отходов. На протяжении двух-с-половиной-часового хронометража "Гоморра" показывает, насколько далеко могут завести, казалось бы, респектабельных граждан их интересы, что делает фильм не гангстерским боевиком в духе "Славных парней". В "Гоморре" есть проникающая глубоко под кожу искренность, присущая выдающейся драме. Это фильм, который рисует полнокрасочный и ужасающий своими подробностями портрет Каморры и ее посредников, коррупции, в которой погряз мир, доказывающей, что в этом мире вы можете, против своей воли и вовсе не зная того, финансировать действия преступников.
Вердикт
Угрюмая, медленная, но хорошо структурированная и темперированная история об организованной преступности в Неаполе, оставляющая тяжелое послевкусие.
По материалам Guardian