"Обвинение Рембрандта"
Питер Гринуэй снова возвращается к "Ночному дозору" Рембрандта в неожиданно тяжеловесной документальной драме "Обвинение Рембрандта", в которой режиссер сам рассказывает историю этой картины, то, что за ней стоит, и высказывает свои теории — около 31 — на ее счет. Наблюдать за тем, как режиссер говорит о своих работах, — занятие едва ли не более увлекательное, чем его фильмы, и здесь в центре он — ученый, спорщик, учитель. Это завораживающее зрелище, хотя, признаемся честно, коммерческие перспективы этой ленты весьма туманны.
"Обвинение Рембрандта" — прекрасный образец учебного пособия для студентов художественных школ и всех, кто интересуется искусством. Хотя сам Гринуэй, как всегда злой на язык, называет большую часть людей "визуально безграмотными", осуждает "культуру, основанную на тексте" в том, что она "обедняет кинематограф". Фильм этот выглядит как инсталляция, как музейный экспонат, как телевизионная документальная лента — как угодно, только не как фильм, способный продаваться в магазинах и идти в кинотеатрах.
Начинаясь с ночной съемки амстердамского музея Rijksmuseum, где, собственно, и висит картина, под звуки полицейских сирен на экране появляется сам Гринуэй и сообщает, что здесь произошло убийство и что "Ночной дозор" есть свидетельство художника, его обвинительное слово, и если мы внимательно присмотримся к изображенному, то сможем найти убийцу или убийц.
На эту территорию Гринуэй уже однажды забредал со своим фильмом "Тайны "Ночного дозора" /Nightwatching/, которому "Обвинение Рембрандта" — родной брат. Здесь задействована та же съемочная группа, те же декорации, напоминающие рисунки голландских художников XVII века, которые всегда служили источником вдохновения для Гринуэя. В драматических паузах картина "оживает" и иллюстрирует аргументы режиссера.
Он скрупулезно относится к цифрам ("четвертая по значимости картина в западном мире", изучая "30 из 50 теорий , стоящих за картиной и одну, которая объясняет вообще все", 34 персонажа в "Ночном дозоре" и так далее). Это тот самый человек, который снял "Отсчет утопленников" и "Контракт рисовальщика", и в какой-то мере "Обвинение Рембрандта" сочетает в себе все кинематографические и художественные увлечения режиссера.
Рассказывая историю расследования голландскими правоохранительными органами смерти Пьера Хассельбурга, которая и подтолкнула Рембрандта к картине, Гринуэй несколько менее убедительно вплетает в повествование убийства голландского политика Пима Фортуйна и режиссера Тео Ван Гога, однако эпизод с мертвые телом Фортуйна на улицах Амстердама выглядит здесь ненужным. Понятно, что теории Гринуэя сильно "завязаны" на его личности, и не всем им нужно безоговорочно верить, однако в этом и заключается прелесть "Обвинения Рембрандта" — это уникальное путешествие по истории искусств для тех, кто достаточно смел, чтобы совершить его.