Hollywood Reporter о W
Смелый, но далекий от совершенства фильм о самом далеком от совершенства человеке.
Фильм Оливера Стоуна W — попытка режиссера осмыслить биографию Джорджа Буша-мл. — должно быть, первый фильм в истории кино, который должен идти со сносками. Чтобы успокоить тех, кто собирается не глядя повесить на фильм ярлык "пропаганда голливудского либерала, пьющего латте", Стоун планирует запустить вебсайт, на котором будут указаны все ссылки и источники на анекдоты, рассказанные в фильме, а также конкретные указания на то, почему и как они были использованы. Впрочем, настоящий вопрос не в том, оставил ли юный Джордж в беде одну девушку или правда ли то, что он одновременно ест, щелкает по зубам и разговаривает. Что действительно важно, так это те причины, которые привели 43 президента к полномасштабной войне, то есть, попытка самоутвердиться.
Здесь Стоун и автор сценария Стэнли Вайзер пытаются развить вечную тему взаимоотношений отца и сына, уже затасканную биографами и политическими комментаторами. В этих рамках можно без конца рассказывать анекдоты в духе психоанализа, что позволит недооценить силу и слабости характера Буша-мл, что отражается в его поведении и политике Овального кабинета.
Это отчаянно смелое кино, но необязательно хорошее. Его самое сильное место в том, что режиссер пытается высказать все то, о чем он, да и мы, думаем прямо сейчас и не ждем никаких историков. Перед выборами люди в любом случае захотят посмотреть "W" и составить о нем свое мнение, так что соборы будут огромными. Эта ситуация предполагает беспристрастное вынесение решения аудиторией, хотя Стоун старается изо всех сил, чтобы это решение было не таким уж беспристрастным.
Само по себе W не политический фильм, скорее, это кино о человеке, который стал заниматься политикой, хотя не должен был. Это кино о том, как отец недопонял сына, а сын страдал в тени своего отца и о том, как характер загнивает благодаря многим — и внешним, и внутренним — факторам.
Фильм стартует довольно неуклюже — с "бычьих боев" между президентом и его спичрайтерами и советниками, которые произвели на свет знаменитую речь об "Орудии зла" в Иране, Ираке и Северной Корее. Этот эпизод очень близок к скетчу уровня телешоу "Saturday Night Live".
Джош Бролин изображает Буша-мл., Ричард Дрейфусс — хитрого Дика Чейни, Тэнди Ньютон — Кондолизу Райс, Скотт Гленн — Дональда Рамсфилда, а Джеффри Райт — Колина Пауэлла. И все, казалось бы, на своих местах: актеры играют ровно с той же степенью самоотдачи, как мы и привыкли, но выглядят они тем не менее восковыми фигурами в музее мадам Тюссо.
Кино практически с самого начала вовлекает зрителя в историю о, собственно, президенте — черной овце в достойном стаде американских политиков. Его отец, Джордж-старший (в исполнении Джеймса Кромвелла) чересчур занят собственной карьерой, чтобы обращать внимание на неудачи сына в Йеле и провальный бизнес в Техасе.
Джордж-младший начинает протестовать: он нестандартным образом ухаживает за своей будущей супругой Лорой (Элизабет Бэнкс), врезаясь на ее машине в дверь гаража, когда она начинает критиковать его речь, он проигрывает выборы, открывает для себя господа бога, бросает пить, однако его невежество и самодовольство не оставляет его.
Эта чехарда по самым ярким местам биографии будущего президента довольно поверхностна — зрителю ничего не остается, кроме как регистрировать в памяти Ключевые Моменты Формирования Президента. В фильме есть довольно странный эпизод, в котором показан Джордж-младший на пустом бейсбольном стадионе, размахивающий битой, предположительно, воображающий себя игроком. Режиссер намекает на то, что президенту когда-то принадлежала бейсбольная команда Texas Rangers. А короткий отрывок о столкновении отца и сына в Овальном кабинете — еще одна экскурсия на территорию анекдотов, не подтвержденных доказательствами.
Режиссер, однако, позволяет себе комментировать происходящее — небанальным способом, при помощи саундтрека "The Battle Hymn of the Republic", "The Yellow Rose of Texas", тема из "Робина Гуда" и даже "The Whiffenpoof Song". В любом случае у Стоуна не получилось проявить себя ни как сатирика, ни как политического провокатора. Он всего лишь предоставил фактам говорить самим за себя.
Но справились ли факты с этой задачей? На наш взгляд, нет, да и можно ли разгадать загадку Джорджа Буша-младшего за два часа экранного времени?
Бролин великолепно подходит на роль, хотя он и не особенно похож на Джордж-мл. Он создает замечательный запоминающийся своей витальностью и энергией персонаж. То же самое относится и к Кромвеллу, который не особенно старается походить на 41го Президента США лицом, но перенимает его терпеливую отеческую манеру общения.
Дрейфусс чертовски хорош в роли эдакого маккиавелистского пройдохи — Дика Чейни. Также блистают Райт в роли Пауэлла и Тоби Джонс в роли Карла Рова. В то же время Гленн не сколько не дотягивает до самодовольства бывшего министра обороны.
С женскими ролями дела обстоят несколько хуже. Ньютон довольна зажата и неубедительна в роли Кондолизы Райс, а Бэнкс и Эллен, кажется, не вполне представляют, как им обращаться со своими героинями — Лорой и Барбарой Буш.
С технической точки зрения к Стоуну не придраться, несмотря на сжатые сроки производства. Поэтому основанная претензия в том, что он хотел снять греческую трагедию, а получилась техасская мелодрама.
Керк Хоникатт, Hollywood Reporter