Леонард Блаватник купил икону кинорынка
Совладелец ТНК-BP и телепроизводственной компании "Амедиа" Леонард Блаватник приобрел у американского актера и режиссера Мела Гибсона 90% прокатной компании Icon Film Distribution. В России господин Блаватник планирует открыть подразделение Icon, инвестировав в него $50-70 млн. Возможно, оно станет частью "Амедиа".
Часть бизнеса Icon Group, созданной Мелом Гибсоном и его партнером Брюсом Дейви, продана компании Stadium американского продюсера Стюарта Тилла, говорится в сообщении Icon. Источник, близкий к Icon, уточнил, что покупателей несколько, и один из них — крупный российский бизнесмен. Западная пресса, в частности Hollywood Reporter, сообщала, что сделка была профинансирована компанией Access Industries господина Блаватника. Об участии бизнесмена в покупке Icon знают топ-менеджер российского телеканала и Александр Акопов, председатель совета директоров компании "Амедиа", подконтрольной господину Блаватнику. Гендиректор Access Industries Алекс Генин вчера был недоступен для комментариев.
Stadium приобрела у Мела Гибсона компанию Icon Entertainment International (международные продажи и маркетинг), британского и австралийского прокатчика Icon Film Distribution, а также библиотеку фильмов Majestic Film & Television ("Шофер миссис Дейзи", "Танцы с волками", "Генри 5"). В сделку не вошла американская производственная студия Icon Production, но покупатели получили преимущественное право на прокат ее фильмов за рубежом. По словам источника, близкого к Access Industries, господин Блаватник получил 90% во всех проданных компаниях, чуть меньше 10% — Стюарт Тилл, небольшой процент остался у Мела Гибсона и его партнера. По данным западной прессы, сумма сделки составила несколько миллионов долларов.
Стюарт Тилл планирует создать целую сеть кинопрокатных компаний в разных странах мира, и господин Блаватник его поддерживает. В следующем году Icon Film Distribution планирует создать подразделение в России, инвестиции в которое составят $50-70 млн. "Также рассматривается возможность создания совместного предприятия Icon с "Амедиа" и даже вхождения кинодистрибутора в российскую компанию",- говорит человек, близкий к Access Industries.
Access Industries Леонарда Блаватника является совладельцем многих медиаактивов: Warner Media Group (владела 2,4% акций на февраль 2008 года), интернет-провайдера Perform, британского оператора цифрового ТВ Top Up TV (контрольный пакет) и российской телепроизводственной группы "Амедиа" (по неофициальным данным, около 68%). В апреле Access Industries также владела 6,23% холдинга "СТС Медиа" (телесети СТС, "Домашний" и ДТВ). В последнем рейтинге 400 богатейших американцев журнала Forbes Леонард Блаватник занимает 28-е место с состоянием $11 млрд.
Эксперты уверены, что Icon Film Distribution в России будет ориентирована на нишевое авторское кино, так как большая часть местного кинопрокатного рынка контролируется мейджорами и крупными российскими компаниями. "Около 80% российского бокс-офиса делят между собой пять крупных игроков, и чтобы получить сколько-нибудь заметную долю рынка, надо иметь либо мейджорский пакет, либо большие русские проекты, а лучше и то и другое",- говорит гендиректор "Централ партнершип Sales House" Марк Лоло. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", крупнейшие российские дистрибуторы — UPI (24,17% рынка), "Каро-премьер" и "Каро-прокат" (вместе 18,10%), "Двадцатый век фокс СНГ" (17,6%), Buena Vista Sony Pictures Releasing (12,7%), "Централ партнершип" (7,34%).
Библиотека фильмов Icon позволит прокатчику успешно войти в сегмент арт-хаусного и авторского кино, считает гендиректор "Каро премьер" Алексей Рязанцев. "Фильмы Мела Гибсона собирали хороший бокс-офис в России: например, "Апокалипсис" — около $5 млн. К тому же их проекты рентабельны: "Страсти Христовы" обошлись в $30-35 млн, а собрали около $400 млн по всему миру",- напоминает он.