Арест литовского кино
Оригиналы большинства литовских художественных фильмов до сих пор принадлежат России, а копии, которые находятся в Литве, труднодоступны — ими на свое усмотрение распоряжается частный бизнес. Такое положение культурных ценностей напоминает арест, пишет газета "Вакаро жинёс".
Известный кинорежиссер Альгимантас Пуйпа решил вместе с одним издательским предприятием распространить копию созданной им киноленты, но оказалось, что его собственное произведение ему недоступно. Кроме того, оказалось, что оригиналы литовских фильмов, созданных в советское время, до сих пор хранятся в России, и, похоже, Литве так и не удастся вернуть эти ценности.
Оригиналы фильмов, которые создавались в советское время, было необходимо отправлять в Москву. До сих пор они хранятся в Государственном кинофонде России, который находится в Подмосковье.
Оригинальные киноленты по своей ценности приравниваются к ценнейшим рукописям. "Это первичный материал, с которого делаются копии. Так что у нас нет архива, соответствующего стандартам Евросоюза, — он находится в Москве", — говорит руководитель Информационно-эдукационного центра театра и кино Аудронюс Люга.
Он считает, что выкупить литовские оригиналы фильмов из российского архива практически невозможно. Это мнение подтверждает цитата, появившаяся на одном из российских киносайтов: "Киноархив — дракон, хранящий наши клады".
Заместитель директора Литовской киностудии Йонас Лазаускас также уверен, что при желании создать копию фильма из оригинального негатива придется пройти нелегкий путь, полный не только технических, но и политических препятствий.
По словам А.Люги, Литва не может при контакте с российским "драконом", присматривающим за литовским киноархивом, ссылаться на уже ратифицированную Европейскую конвенцию о защите аудиовизуального наследия, поскольку большей части этого наследия уже просто нет.
Однако заместитель директора Центрального государственного архива Литвы Валерия Юсявичюте убеждает, что тема кинофонда просто является предметом спекуляции. Она убеждена: если Литва не получит оригиналы художественных фильмов, то можно обойтись и копиями, которые можно с успехом перевести в цифровой формат.
Й.Лазаускас с такой позицией не согласен. "Имеющиеся у нас копии уже побледнели. Тот же фильм "Чертова невеста" приобрел коричневый цвет. Если бы можно было приготовить копии из негатива и перевести их на цифровой формат, то мы имели бы что показывать в будущем", — говорит он.