"Русалка" поплывет за "Оскаром"
Пятерка оскаровских финалистов в номинации "лучший иностранный фильм" определится 22 января, и гарантий, что в нее попадет "Русалка", нет. Но то, что выбор комиссии под председательством Владимира Меньшова пал именно на фильм Анны Меликян, свидетельствует: международная политика академии стала более гибкой и реалистичной, хотя и осталась вполне конформистской.
Фильм "Русалка" произведен в 2007 году кинокомпанией Magnum по заказу "Централ Партнершип". Автор сценария и режиссер Анна Меликян, оператор-постановщик Олег Кириченко, продюсер Рубен Дишдишян, в ролях Маша Шалаева, Евгений Цыганов, Мария Сокова.
В предыдущие годы выбор комиссии определялся прежде всего тем, похож ли фильм-претендент на голливудскую продукцию: считалось, что, если похож, у него больше шансов. Так номинировались "12" Никиты Михалкова, переписавшего шедевр Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин", и усредненно политкорректный "Дом дураков" Андрея Кончаловского, выжимающий слезу "Итальянец" Андрея Кравчука и "9 рота" Федора Бондарчука, апеллирующая к голливудской мифологии вьетнамской войны. Но если эти фильмы и были похожи на голливудские прототипы, то на прототипы устаревшие. Когда "большой" "Оскар" берет трехгрошовое, независимое "Столкновение" Пола Хаггиса или "Старикам здесь не место" братьев Коэн, куда уместнее в роли претендента выглядит дешевая, но сердитая сказка госпожи Меликян о девушке, обладающей проклятым даром реализовывать свои желания. Тем более что "Русалка" уже получила приз за режиссуру на важнейшем фестивале независимого кино в Сандэнсе.
С другой стороны, тяжеловесов вроде Никиты Михалкова среди соперников Анны Меликян и не было, если не считать Владимира Наумова и Карена Шахназарова. Но трагически устаревшую по эстетике "Джоконду на асфальте" господина Наумова в список претендентов, очевидно, включили только из уважения к президенту отечественной киноакадемии. Зато с "Русалкой" соперничали еще одна представительница младшего поколения Екатерина Шагалова со злым и местами волшебным фильмом "Однажды в провинции", любимец мировой кинокритики Александр Сокуров с "Александрой" и Алексей Учитель, снявший, возможно, лучший отечественный фильм года "Пленный". Победа "Русалки", очевидно, диктовалась не тем, что есть в этом симпатичном фильме, а тем, чего в нем нет.
Прежде всего в нем нет кавказской войны. Между тем Чечня — доминирующая тема киногода. "Александра" и "Пленный" посвящены ей напрямую, тени войны витают над провинцией госпожи Шагаловой, и даже у героини вполне оторванной от реальности "Джоконды", где по Москве-реке скользит гондола, муж погиб в Чечне. Впрочем, можно предположить, что "Пленный" "пролетел" мимо номинации, поскольку комиссия испугалась, что тупые янки перепутают его с одним из номинантов прошлых лет — "Кавказским пленником" Сергея Бодрова.
Нет в "Русалке" и болезненной социальности, как в единственной за шесть лет российской пролетарской драме "Однажды в провинции": в мегаполис, куда попадает "русалка", социальные роли персонажей не более чем маски. Нет и намека на советское прошлое, еще недавно считавшееся ходовым товаром на оскаровском рынке. Между тем именно к нему обращались в своих фильмах еще два претендента. Александр Прошкин в экранизации повести Валентина Распутина о дезертире "Живи и помни" и Карен Шахназаров в студенческом ретро из времен застоя "Исчезнувшая империя". То есть молодые режиссеры, говорящие на вполне актуальном языке, получили наконец шанс прорваться в лауреаты "Оскара". Причем на сей раз ровно потому, что они никого не грузят актуальными темами.