САН-СЕБАСТЬЯН 2008
Сан-Себастьян 2008 (18-27 сентября)
ЖЮРИ
КОНКУРС
ЖЕМЧУЖИНЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ
НОВЫЕ РЕЖИССЕРЫ
ЛАТИНСКИЕ ГОРИЗОНТЫ
СДЕЛАНО В ИСПАНИИ
КОНСТРУИРУЯ ФИЛЬМЫ
КИНО В ДВИЖЕНИИ
РЕТРОСПЕКТИВА ТЕРЕНСА ДЕЙВИСА
РЕТРОСПЕКТИВА МАРИО МОНИЧЕЛЛИ
ЯПОНИЯ В ЧЕРНОМ СВЕТЕ
ГРАН-ПРИ ФИПРЕССИ ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ГОДА
ПОЧЕТНАЯ НАГРАДА "ДОНОСТИЯ" ЗА ВКЛАД В КИНЕМАТОГРАФ
ВЕЛОДРОМ
ДЕНЬ БАСКСКОГО КИНО
НАГРАДА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ КИНОАРХИВОВ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВСТРЕЧА КИНОШКОЛ
ЖЮРИ
Джонатан Демме будет председателем официального жюри фестиваля, в которое также войдут немецкий режиссер Майкл Баллхаус, аргентинский продюсер Мартина Гусман, японский режиссер Масато Харада, ливанский режиссер Надин Лабаки, режиссер и сценарист Клер Пепло и испанская актриса Леонор Уолтинг.
Джоан Чен будет председательствовать в жюри секции "Altadis-Новые режиссеры", в которое также войдут режиссер из Сан-Себастьяна Кольдо Альмандоз, один из руководителей фестиваля Клермон-Ферран (Clermont-Ferrand Festival) Кальмин Борель, директор Амстердамского музея кино Сандра Ден Хамер, фотограф и видеоартист Кеджа Хо Крамер, куратор фильмов Хисаши Окажима, а также кинокритик и историк Антонио Сантамарина.
Кубинская актриса и режиссер Мирта Ибарра возглавит жюри секции "Горизонты", в котором также будут заседать аргентинский режиссер и сценарист Хорхе Голденберг и испанский продюсер Луис Минарро.
Израильский режиссер Амос Гитай возглавит жюри секции "Международная встреча киношкол", состоящего из студентов, получивших награду aiTe (Испанской Ассоциации аудиовизуальной технической промышленности).
КОНКУРС
В официальную программу фестиваля войдут пятнадцать фильмов и четыре картины будут показаны вне конкурса, включая открывающий и закрывающий мероприятие фильмы "Другой человек" и "Братья Блум".
"Другой человек" /The Other Man/, Ричард Айр, Великобритания. Фильм открытия.
"Все еще идущий" /Still Walking/, Хирокадзу Корэ-Эда, Япония.
"Двуногий конь" /Two-Legged Horse/, Самира Махмальбаф, Иран. Фильм компании "Кино без границ".
"Красавица" /La belle personne/, Кристоф Оноре, Франция.
"Сны" /Bi mong/, Ким Ки-Дук, Южная Корея.
"Камино" /Camino/, Хавьер Фессер, Испания.
"Не бойся меня" /Fear Me Not/, Кристиан Левринг, Дания.
"День рождения Лайлы" /Eid milad Laila; Laila's Birthday/, Рашид Машарави, Тунис-Палестина-Голландия.
"Замерзшая река" /Frozen River/, Кортни Хант, США.
"Генуя" /Genova/, Майкл Уинтерботтом, Великобритания.
"Луиза-Мишель" /Louise-Michel/, Гюстав Керверн, Бенуа Делепин. Фильм компании "Кино без границ".
"Мама у парикмахера" /Maman est chez le coiffeur/, Леа Пул, Канада.
"Пустое гнездо" /The Empty Nest/, Даниэль Бурман, Аргентина-Испания-Франция.
"Ящик Пандоры /Pandora's Box/, Есим Устаоглу, Турция-Франция-Германия-Бельгия.
"Двор моей тюрьмы" /My prison's yard/, Белен Масиас, Испания.
"Пуля в голове /Bullet in the Head/, Джем Росалес, Испания.
"Мальчик в полосатой пижаме" /The Boy in the Stripped Pyjamas/, Марк Херман, Великобритания (вне конкурса).
"Солдаты неудачи" /Tropic Thunder/, Бен Стиллер, США.
"Братья Блум" /The Brothers Bloom/, Райан Джонсон, США. Фильм закрытия.
ЖЕМЧУЖИНЫ
Эта секция более информативна, она предлагает полный обзор вышедших недавно фильмов и выбирает из них лучшие картины, которые уже успели засветиться на международном уровне, на других фестивалях, а также самые интересные работы новых режиссеров и последние работы некоторых из членов жюри.
Одна из характеристик этой секции — свобода. Здесь можно увидеть совершенно разные по формату фильмы, не ограничиваясь стилями и жанрами. Зритель может не только посмотреть авангардный фильм, но и принять участие в его обсуждении с режиссером. Неформальная атмосфера и прямой контакт между зрителями и людьми, сделавшими фильм, привлекает внимание более молодой аудитории фестиваля.
"Беззаботная Поппи" /Happy-Go-Lucky/. Великобритания.
Режиссер: Майк Ли.
В ролях: Салли Хокинс, Алексис Зегерман, Андреа Рисерборо, Сэмюэл Рукин.
У Поппи, жизнерадостной учительницы младших классов, крадут велосипед, и она записывается на курсы вождения. Инструктор курсов — ее полная противоположность, тем не менее ее оптимизм заражает и его.
"Серебряный медведь" исполнительнице женской роли (Салли Хокинс) на Берлинале.
"Сердце небес" /Heaven's Heart/. Швеция — Дания.
Режиссер: Саймон Стахо.
В ролях: Микаэль Персбрандт, Лена Андре, Джейкоб Эклунд, Мария Люндквист.
Ларс и Сюзанна были женаты уже более двадцати лет, но все пошло наперекосяк, когда Сюзанна решила рассказать за семейным ужином мужу и друзьям о своей коллеге, которая совершила супружескую измену.
Представлен в специальной секции Берлинале.
"Голод" /Hunger/. Великобритания — Ирландия.
Режиссер: Стив Маккуин.
В ролях: Майкл Фассбендер, Лайам Каннингем, Стюарт Грэм.
Голод — постоянный спутник заключенных тюрьмы Мэйз (Северная Ирландия), а также участников голодовки членов Ирландской освободительной армии.
"Золотая камера" в секции "Особый взгляд" в Каннах.
"Летние часы" /Summer Hours/. Франция.
Режиссер: Оливье Ассаяс.
В ролях: Жюльетт Бинош, Шарль Берлин, Джереми Ренье, Эдит Скоб.
Жизненные пути трех братьев пересекаются, когда их мать, управляющая впечатляющей коллекцией живописи XIX века, ранее принадлежавшей их дяде, внезапно умирает.
Демонстрировался на Эдинбургском фестивале в рамках Режиссерских показов.
"Вики Кристина Барселона". Испания — США.
Режиссер: Вуди Аллен.
В ролях: Хавьер Бардем, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Ребекка Холл.
Две молодые американки, Вики и Кристина приезжают отдохнуть в Барселону, где их поджидает серия романтических приключений с Хуаном Антонио, который, в свою очередь, связан отношениями со своей темпераментной экс-супругой.
Фильм открытия программы.
"Воробьиная песня". Иран.
Режиссер: Маджид Маджиди.
В ролях: Реза Наджи, Мариам Акбари, Камран Дегхан, Хамед Агхази, Шабнам Аклахи.
Карим работает на ферме, но однажды он отправляется в город, чтобы купить лекарство для дочери. Там его принимают за рикшу, и так начинается его новая жизнь в качестве перевозчика людей и товаров.
"Серебряный медведь" исполнителю мужской роли (Реза Наджи) на Берлинале.
"Сжечь после прочтения". США.
Режиссеры: братья Коэн.
В ролях: Джордж Клуни, Фрэнсис Макдорманд, Джон Малкович, Тильда Суинтон, Брэд Питт.
Аналитика Джорджа Кокса увольняют из ЦРУ, и он возвращается домой, где начинает писать мемуары и выпивать. Его супруга уже давно завела интрижку на стороне и начинает раздумывать о том, как бросить своего благоверного.
Фильм открывал Венецианский кинофестиваль.
"Кросби, Стиллс, Нэш и Янг. Дежа вю". США.
Режиссер: Нил Янг (Бернард Шэйки).
В ролях: Дэвид Кросби, Стивен Стиллс, Грэм Нэш, Нил Янг, Стивен Колберт.
В этой документальной ленте показан американский тур Кросби, Стиллса, Нэша и Янга 2006 года в контексте войны в Ираке и Афганистане, а также на фоне событий, окружавших выборы 2006 года.
Показан на закрытии "Санданса" и в специальной секции Берлинале.
"Класс". Франция
Режиссер: Лоран Канте.
Фильм артхаус-линии "Кино без границ"
В ролях: Франсуа Бегодо и другие.
Франсуа и другие учителя, преисполненные благими намерениями, преподают в школе для трудных подростков из различных этнических кварталов. Школа в фильме Канте предстает уменьшенным вариантом, микрокосмом современной Франции.
"Золотая пальмовая ветвь" в Каннах.
"Озеро Тахо". Мексика.
Режиссер: Фернандо Аймбке.
В Ролях: Диего Катано, Хектор Херрера, Даниэла Валентин, Хуан Карлос Лара, Йемил Сефами.
Пытаясь убежать из родного города, 16-летний Хуан разбивает машину. В городе он встречает старого механика Дона Хебера, чьим единственным собеседником является старый пес Сика. Также парень знакомится с Люсией, молодой матерью, работающей в магазине автозапчастей и Дэвидом, помешанным на Брюсе Ли и восточных единоборствах механиком.
Премии Альфреда Бауэра и FIPRESCI на Берлинале. Награда "Лучшему режиссеру" на фестивале в Сиднее. "Открытие года" по мнению FIPRESCI на Неделе критиков в Каннах.
"Лимонное дерево". Израиль — Франция — Германия.
Режиссер: Эран Риклис.
В ролях: Хайам Аббасс, Али Сулиман, Дорон Тавори, Рона Липаз-Майкл, Тарик Копти.
Палестинская вдова Сальма решает вступить в неравный бой с министром обороны Израиля, чей дом стоит рядом с садом лимонных деревьев, принадлежащих Сальме. Полиция считает, что деревья угрожают жизни и здоровью министра, однако Сальма не сдается.
Премия Panorama Audience на Берлинале.
"Токийская соната". Япония — Гонконг — Голландия.
Режиссер: Киёси Куросава.
В ролях: Териюки Кагава, Киоко Коизуми, Харука Игава, Ю Коянаги.
Фильм рисует портрет обычной японской семьи. Глава семейства теряет работу и пытается скрыть это печальное известие от родственников. Старший сын учится в колледже и не собирается возвращаться домой, а младший втайне учится играть на фортепиано. Мать, в чью прямую обязанность входит объединять всех членов семьи, не может найти в себе силы на это.
Приз жюри в секции "Особый взгляд" в Каннах.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ
Самая разнородная секция фестиваля, где можно увидеть последние работы членов жюри, новые фильмы режиссеров, ретроспективы которых устраивает фестиваль, свежие картины режиссеров, чьи ретроспективы уже проводились в Сан-Себастьяне, а также нереализованные проекты. Новая картина Теренса Дейвиса, в дополнение к его ретроспективе, фигурирует в этой секции как одна из самых многообещающих лент этого года.
24 City. Китай.
Режиссер: Цзя Чжанке.
В ролях: Джоан Чен, Лю Липлинг, Жао Тао, Чен Джянбин.
Настоящее время, Ченгду. Фабрика на 420 рабочих мест закрывается, чтобы на ее месте был построен роскошное здание, названное "24 Город". Три поколения, восемь персонажей: рабочие, начальство фабрики и яппи, их истории и есть история всего Китая.
"Атлантис" /Atlantis/. Нидерланды.
Режиссер: Дигна Синке.
В ролях: Питу Николас, Аннемари Принс, Йорин Коостра.
Ксения, застенчивая 14-летняя девушка, не находит себе места в тщательно отрегулированном обществе, поэтому она придумывает себе остров, где не существует времени.
"Ночные цветы" /Night Flowers/. Испания.
Режиссер: Хуан Висенте Кордоба.
Грязный городок Позо дель Тио Раимундо с крошечными домами. Прокоммунистически настроенный священник отец Лланос призывает жителей изменить себя, достичь правосудия и обрести свободу.
"На краю рассвета" /La Frontiere De L'Aube/. Франция.
Режиссер: Филипп Гаррель.
В ролях: Луи Гаррель, Лаура Сме, Клементин Пуадац, Эммануль Броше.
Кароль, звезда, которую презирает собственный супруг, влюбляется в молодого фотографа Франсуа. Однако, вернувшись из деловой поездки, муж нарушает планы влюбленных, которым приходится прекратить встречи. Не выдержав разлуки, Кароль совершает самоубийство.
"Шоу Нила Янга: сцены из концерта". США.
Режиссер: Джонатан Демме.
В ролях: Нил Янг, Бен Кит, Рик Розас, Ральф Молина, Пеги Янг.
Новая документальная лента о легендарном гитаристе Ниле Янге, снятая во время его последнего американского турне.
"О времени и городе". Великобритания.
Режиссер: Теренс Дейвис.
Основанный на архивных пленках и современной съемки фильм представляет собой посвящение Ливерпулю, в котором режиссер родился и вырос.
"Рэйчел выходит замуж". США.
Режиссер: Джонатан Демме.
В ролях: Дебра Вингер, Энн Хэтэуэй, Розмари ДеВитт, Билл Ирвин, Тунде Адебимпе.
Когда Ким приезжает домой на свадьбу своей сестры Рэйчел, она привозит с собой атмосферу трагедии, делится личными переживаниями и рассказывает длинную историю конфликта в ее семье, чем расстраивает планирующуюся веселую и беззаботную свадьбу.
"Возвращение в Тюллин-Фюр". Франция.
Режиссеры: Жиль Жакоб и Сэмюэл Фор.
В ролях: Жан-Пьер Ле, Симон Синьоре, Серж Режиани.
Короткометражный фильм президента Каннского фестиваля Жиля Жакоба, который отозвался о фильме следующим образом: "Это фальшивая биография. Я хотел проследить жизненный путь реального человека (в данном случае президента Каннского фестиваля), используя нарезку сцен из различных фильмов".
"Тайная истории японского кино". Франция.
Режиссер: Ив Монмайе.
Зрители этой документальной ленты, посвященной фильмам про якудза, совершат увлекательное путешествие в мир японского киноподполья, начиная с конца Второй мировой и заканчивая настоящим днем, и поближе познакомятся с такими знаковыми фигурами, как Такаши Миике и Такеши Китано. В течение четырех десятков лет, на съемки подобных картин режиссеры приглашали настоящих якудза, и эти мафиози становились ведущими актерами. Эта лента существует на стыке жанров исторического исследования и cinema verite.
НОВЫЕ РЕЖИССЕРЫ
Картины, сделанные молодыми талантливыми режиссерами, находятся в этой секции вместе с невыпущенными работами других режиссеров, которые представляют на фестивале свой первый или второй фильм. Эти работы соревнуются за премию в €90,000, которая достанется режиссеру фильма и его прокатчику на территории Испании.
Среди фильмов программы:
ДИЛЕТАНТЫ /AMATEURS/
Испания
Режиссер: Габриель Веласкес / Gabriel Velázquez.
В ролях: Эмили де Прейссак, Пако Луке, Альберто Диас, Хуанма Эрнандес
ОБЫЧНЫЕ МАЛЬЧИШКИ /CHICOS NORMALES (ORDINARY BOYS)
Испания
Режиссер: Даниель Эрнандес / Daniel Hernández.
В ролях: непрофессиональные актеры
EL TRUCO DEL MANCO
Испания
Режиссер: Сантьяго Занну / Santiago Zannou.
В ролях: Эль Ланги, Овоно Кандела, Хавьер Иглесиас Бустаманте, Элио Сагуэс
ЛАТИНСКИЕ ГОРИЗОНТЫ
В конкурсе программы "Латинские горизонты" будут участвовать 14 фильмов. Это самые яркие и значительные картины, либо снятые в Латинской Америке, либо посвященные ей и вышедшие на экраны в этом году.
На открытии будет демонстрироваться документальный голландский фильм "Забвение" — портрет улиц перуанской столицы Лимы. Кроме того, вне конкурса будут показаны две картины в честь 80-летия со дня рождения самого известного кубинского режиссера Томаса Гутьерреса Алеа.
В конкурс принимаются фильмы, полностью или частично продюсированные в Латинской Америке; картины, поставленные режиссерами латиноамериканского происхождения; ленты из других стран, действие которых происходит в латиноамериканских общинах и кварталах по всему миру. Эти фильмы не должны быть показаны ни на одном испанском кинофестивале до Сан-Себастьяна и не должны быть выпущены в коммерческий прокат в Испании. Главный приз конкурса составляет 35 тысяч евро.
ЗАБВЕНИЕ / EL OLVIDO (OBLIVION)
Нидерланды / Германия
Реж. — Хедди Хонигманн / Heddy Honigmann
Документальный
УГРИ / ACNE
Уругвай — Аргентина — Мексика — Испания
Реж.: Федерико Вейрох / Federico Veiroj
В ролях: Алехандро Токар, Йоэль Берковичи, Игаль Лабель, Густаво Мельник
СЕРДЦЕ ВРЕМЕНИ / CORAZON DEL TIEMPO (HEART OF TIME)
Мексика
Реж. — Альберто Кортес / Alberto Cortes
Документальный
БОГИНИ / DIOSES (GODS)
Перу / Аргентина / Германия / Франция
Реж. — Хосуэ Мендес / Josué Méndez
В ролях: Марисьело Эффио, Анаи Де Карденас, Эдгар Саба
БЕНЗИН / GASOLINA
Гватемала
Реж. — Хулио Эрнандес Кордон / Julio Hernández Cordón
В ролях: Франсиско Хакоме, Калос Дардон, Габриель Армас, Данери Гудьель
ОТКРОВЕНИЯ ШЕКСПИРА И ВИКТОРА ГЮГО / INTIMIDADES DE SHAKESPEARE Y VICTOR HUGO (SHAKESPEARE AND VICTOR HUGO'S INTIMACIES)
Мексика
Реж. — Юлене Олайсола / Yulene Olaizola
В ролях: Роса Элена Карбахаль и Флоренсия Вега Моктесума
КЛЕТКА ДЛЯ ЛЬВОВ / LEONERA
Аргентина / Бразилия / Южная Корея
Реж. — Пабло Траперо / Pablo Trapero
В ролях: Лола Гарсия, Элли Медейрос, Мартина Гусман, Родриго Санторо
PARQUE VIA (PARQUE VIA)
Мексика
Реж. — Энрике Риверо / Enrique Rivero
В ролях: Нольберто Кория, Нэнси Ороско, Тесалия Уэрта, Лорена Виейра, Федерико Флорес
СОБАКА ЕСТ СОБАКУ / PERRO COME PERRO (DOG EAT DOG)
Колумбия
Реж. — Карлос Морено / Carlos Moreno
В ролях: Марлон Морено, Оскар Борда, Альваро Родригес, Блас Харамильо
ЯРОСТЬ / LA RABIA (RAGE)
Аргентина
Реж. — Альбертина Карри / Albertina Carri
В ролях: Аналия Коусейро, Хавьер Лоренсо, Виктор Юго Каррисо, Насарена Дуарте
И ПРОЛЬЕТСЯ КРОВЬ / LA SANGRE BROTA (BLOOD APPEARS)
Аргентина / Франция / Германия
Реж. — Пабло Фендрик / Pablo Fendrik
В ролях: Артуро Гёц, Гильермо Аренго, Айлин Салас
SLEEP DEALER
США / Мексика
Реж. — Алекс Ривера / Alex Rivera
В ролях: Луис Фернандо Пенья, Леонор Варела, Хакоб Варгас
ТОНИ МАНЕРО / TONY MANERO
Чили / Бразилия
Реж. — Пабло Ларрейн / Pablo Larrain
В ролях: Альфредо Кастро, Ампаро Ногера, Эктор Моралес, Паола Латтус
БЕЗУМНАЯ ЖИЗНЬ / LA VIDA LOCA
Испания / Франция / Мексика
Реж. — Кристиан Поведа / Christian Poveda
Документальный Вне конкурса:
ТИТОН: ОТ ГАВАНЫ ДО "ГУАНТАНАМЕРЫ" / TITÓN, DE LA HABANA A GUANTANAMERA
Куба — Испания
Реж.: Мирта Ибарра / Mirtha Ibarra.
Документальный
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТСТАЛОСТИ / MEMORIAS DEL SUBDESARROLLO (MEMORIES OF UNDERDEVELPMENT)
Куба, 1968
Реж. — Томас Гутьеррес Алеа / Tomas Gutierrez Alea
В ролях: Серхио Корриери, Дейзи Гранадос, Эслинда Нуньес, Омар Вальдес
СДЕЛАНО В ИСПАНИИ
Пятнадцать фильмов будут продемонстрированы в рамках секции "Сделано в Испании". Среди них картины как широко известные, так и еще не показанные широкой публике. Четыре фильма вообще не были выпущены на коммерческий рынок.
Среди хитов проката — "Приют" /El orfanato/ Хуана Антонии Байоны, "Репортаж" /[REC]/ Хауме Балагуере и Пако Плаза, а также последняя работа Алекса де ла Иглесиа "Оксфордские убийства" /Los crimenes de Oxford/. Также в секции будут показаны артхаусные хиты, уже завоевавшие признание на различных фестивалях, например, "Лучшее, что есть во мне" /Lo mejor de mн/, получивший две награды в 2007 году на фестивале в Локарно; "Перед падением" /3 dias/, обладатель награды за лучший фильм на фестивале в Малаге; "Зона" /La Zona/, награжденная призом ФИПРЕССИ в Торонто; и "Плохая девчонка" /La mala/, имеющая в активе приз зрительских симпатий фестиваля на Ибице.
В программу также вошли четыре картины, не показанные ранее в Испании: "Плохая девчонка" /La mala/; "Железнодорожный переезд" /Pas a nivell/; "Птичья песня" /El cant dels ocells/, показанный на Двухнедельнике режиссеров в Каннах, и "Синий бык" /El brau blau/, отобранный в программу фестиваля в Локарно.
"14 километров" /14 kilometros/. Испания. Документальный.
Режиссер: Джерардо Оливарес.
В ролях: Адум Мусса, Илльяссу Махамаду Алзума, Амината Канта.
Всего четырнадцать километров отделяют Африку от Европы, но это расстояние также непреодолимый барьер для миллионов африканцев, которые считают, что Запад — их единственный способ победить голод и нищету. Три молодых африканки Виолета, Буба и Мукела отправляются в долгое и полное опасностей путешествие по пустыне Сахара, чтобы узнать то, о чем молчат СМИ. "14 километров" — вторая полнометражная лента режиссера, снявшего в 2005 году картину "Грандиозный финал" /La gran final/ — уже получила премию Golden Spike на фестивале в Валладолиде.
"Перед падением" /3 Dias (Before the Fall)/. Испания.
Режиссер: Хавьер Ф. Гутьеррез.
В ролях: Виктор Клавихо, Марианна Кордеро, Эдуард Фернандез, Эльвира Де Армикан.
Гигантский метеорит приближается к Земле. Конец мира. Отчаяние, хаос и смерть царят на планете. В маленьком городке Лагуна, Але пытается провести последние моменты своей жизни в алкогольном забытьи, но что-то нарушает его планы. На волю отпускают всех заключенных, и один из них возвращается в Лагуну, одержимый жаждой мести. Никто не собирается его останавливать, кроме Розы, матери Але. Она не сдастся, пока не убедится в том, что ее сыну никто не помешает насладиться концом света. Оперная трагикомедия Хавбера Ф. Гутьерреза, отобранная для показа в секцию "Панорама" на Берлинале, выиграла четыре награды на фестивале в Малаге ("Лучший фильм", "Лучший сценарий", "Лучшая актриса второго плана" и "Лучший грим").
"3:19". Испания-Мексика.
Режиссер: Дани Саадиа.
В ролях: Мигель Ангел Сильвестре, Феликс, Гимез, Хуан Диаз, Барбара Геонага, Диана Брачо.
Что если все в жизни происходит случайно? Что если мы не можем избежать своей судьбы? Этот фильм поднимает много вопросов. "3:19" — история о дружбе, любви и чувстве юмора. Игра, предназначенная для знакомств с привлекательными девушками, ведет ко вмешательству в судьбу? Дебютная картина Дани Саадиа, которая принесла своему создателю премию "Лучший режиссер" на фестивале в Малаге.
"Синий бык" /El Brau Blau (The Blue Bull)/. Испания.
Режиссер: Даниэль В. Вилламедиана.
В ролях: Виктор Джей Васкес.
Юноша, очарованный миром корриды, отправляется в деревню, где он может вдоволь тренироваться в нелегком искусстве укрощения быков. Он рассматривает корриду как духовную практику, и после некоторого времени, проведенного в уединении, он начинает строить собственный мир, где он может устроить это грандиозное представление. Это дебютная картина от соавтора сценария фильма "Прямая линия" /La linea recta/ (2006).
"Птичья песня" /El cant dels ocells (Birdsong)/. Испания.
Режиссер: Альберт Серра.
В ролях: Луис Сера Масанеллас, Луис Серра Батлл, Луис Карби, Монтсе Триола, Марк Перансон
Три мудреца отправляются на поиски Мессии, который только что родился. Картина, выбранная для показа на Двухнедельнике режиссеров в Каннах. Вторая полнометражная работа режиссера фильма "Кавалерийская честь" /Honor de cavalleria/ (2006).
"Оксфордские убийства" /Los crimenes de Oxford (The Oxford Murders)/. Испания-Франция-Великобритания.
Режиссер: Алекс де ла Иглесиа.
В ролях: Элайджа Вуд, Джон Херт, Леонор Уотлинг, Джули Кокс, Анна Мэсси.
Пожилую женщину находят мертвой в гостиной своего дома, расположенного в окрестностях Оксфорда. Ее тело обнаруживают ранее незнакомые друг с другом мужчины: Артур Селдом, знаменитый профессор логики и Мартин, молодой студент, приехавший из Америки в надежде, что Селдом станет научным руководителем его диссертационного исследования. Однако смерть пожилой дамы — лишь начало серии загадочных событий.
От режиссера фильмов "День зверя" /El dia de la bestia/ (1995), "Пердита Дуранго" /Perdita Durango/ (1997) и других картин.
"Песочный человек" /El Hombre de Arena (The Sandman)/ Испания.
Режиссер: Хосе Мануэль Гонзалес-Бербель.
В ролях: Хьюго Сильва, Мария Вальверде, Самуэль Ле Биан, Альберто Хименез, Ирен Визедо.
В конце 60-х годов, больница для умалишенных в Экстремадуре, в которой лечатся все подряд: от душевнобольных до бодяг и алкоголиков, попала не в те руки. Бургос, ее управляющий, гораздо более заинтересован в том, чтобы угодить властям, чем в том, чтобы удовлетворить нужды своих пациентов. Однако, когда в больницу поступает новенький, Матео, более близкий к гениальности, чем к безумию, положение радикально меняется.
"Песочный человек" — дебютная картина Хосе Мануэля Гонзалеса.
"Плохая девчонка" /La Mala (The Bad Girl)/ Испания-Пуэрто-Рико.
Режиссеры: Лилиан Роаздо, Педро Перез Росадо.
В ролях: Лена Бурке, Хорхе Перухоррья, Мария Изабель Диаз, Салли Диаз, Нелли Хо Кармона.
Иоланда хочет стать певицей. Она сделает для этого все, что угодно и никто не сможет ее остановить. Если ей придется пойти против воли отца, она сделает это. На самом деле, так будет лучше, ведь в своем родном городке она станет всего лишь еще одной жирной домохозяйкой, воспитывающей кучу ребятишек. Иоланде не нужна такая судьба.
Приз зрительских симпатий на фестивале на Ибице. Педро Перез Росадо снял /Saharaui, cuentos de una Guerra/ (2004) и /Agua con sal/ (2005), последняя картина была представлена в секции Zabaltegi-Новые режиссеры в 2005 году.
"Лучшее, что есть во мне" /Lo Mejor de me (The Best of Me)/. Испания.
Режиссер: Розе Агилар.
В ролях: Мариан Альварес, Хуан Санз, Луис Хомар, Кармен Мачи, Пабло Дерки, Альберто Хименез.
Когда Ракель была маленькой, она не могла понять, почему все вокруг говорят о любви: по радио, по телевизору, в фильмах, которые она смотрела по субботним вечерам, и особенно в песнях. Она думала о том, что же такое может случиться, если она все-таки не влюбится. Но она встречает Томаса и начинает жить с ним. Она должна разобраться в себе, осознать, на что она готова ради любви, и понять, насколько трудно и вместе с тем замечательно любить кого-то. Первая дебютная полнометражка Розе Агилара, уже была награждена на фестивале в Локарно двумя призами — Серебряного леопарда увезла актриса Мариан Альварес, а Золотого Боккалино (приз за лучший фильм) — сам режиссер.
/Un novio para Yasmina/. Испания.
Режиссер: Ирен Кардона.
В ролях: Санаа Алауи, Хосе Луис Гарсиа Перез, Мария Луиза Борруэль, Франсиско Ольмо.
Лола любит свадьбы, хотя ее собственный брак находится на грани развала. Она подозревает, что Хорхе, ее супруг, влюбился в Ясмину. Ясмина же, в свою очередь, торопится выйти замуж за городского полицейского Хави, который не любит торопить события. Альфредо не верит в брак, но готов жениться за деньги или по дружбе. Летняя история о свадьбах, самопожертвовании и совместной жизни. Первая картина Ирен Кардоны.
"Приют" /El Orphanato (The Orphanage)/. Испания.
Режиссер: Хуан Антонио Байона.
В ролях: Белин Руеда, Фернандо Кайо, Роджер Принцеп, Джеральдин Чаплин, Мабель Ривьера.
Лаура со своей семьей возвращается в приют, где она когда-то выросла, чтобы открыть дом для бездомных детей. Маленький Симон, сын Лауры, начинает играть в какие-то странные и порой тревожные игры. Цепочка неожиданных событий заставляет Лаура поверить, что дом повидал много на своем веку.
Первая полнометражная картина от семикратного обладателя премии Гойи.
"Железнодорожный переезд" /Pas a nivell (Railroad Crossing)/. Испания.
Режиссер: Пер Вилья.
В ролях: Марк Хомс, Мерсе Компте, Джоджина Кардона, Хоан Марте, Мэт Буенафуенте.
Как потерявшийся во времени и пространстве Улисс, Марк не хочет знать о том, что делать после окончания университета. Его апатия и фрустрация приводят к тому, что он принимает предложение поработать в деревне, где живет его бабушка. Отношения, развивающиеся между ними, а также ее внезапная смерть выводят Марка из спячки. Довольно интимный портрет взросления изображен в дебютной картине Пера Вильи.
"Прадолонго" /Pradolongo/. Испания.
Режиссер: Игнасио Вильяр.
В ролях: Ребен Рийс, Тамара Каноза, Роберто Порто, Мела Казал, Гонзало Реи Чао.
Ракель, Мартико и Армандо — три друга на пороге зрелости. Лето кажется таким же, как обычно, с вечеринками и вечерами у реки... Но это не так. Оба подростка вожделеют Ракель, а приобретение компанией Прадолонго, принадлежащей отцу Армандо, живописных земельных участков, принадлежащих семье Мартико, заставляют друзей пересмотреть свои отношения и ценности.
От режиссера фильмов "Незаконный" /Ilegal/ (2003) и /Un bosque de musica/ (2004).
"Репортаж" /[REC]/. Испания.
Режиссеры: Хауме Балагуеро, Пако Плаза.
В ролях: Мануэла Веласко, Феррен Терраза, Хорхе Ямам Серрано, Карлос Лазарте, Пабло Россо.
Репортер и оператор снимают сюжет о пожарниках, о том, как они живут и чем рискуют. Поступает звонок о пожаре, и съемочная группа едет на место происшествия, где они сталкиваются с беспрецедентным кошмаром. Что-то зловеще выбралось из-под контроля.
Награды Гойи лучшей новой актрисе (Мануэла Веласко), за лучший монтаж (Дэвид Галларт). Премии лучшему режиссеру и лучшей актрисе, приз зрительских симпатий, а также Премия критиков имени Хосе Луиса Гарнера и Серебряный Мельес на фестивале в Ситгесе.
Балагуеро снял "Без имени" /Los sin nombre/, "Темноту" /Darkness/ и "Хрупкие вещи" /Fragiles/, а Плаза — "Второе имя /Second Name/, "Ромасанту" /Romasanta/ и "Рождественскую сказку" /Cuento de Navidad/.
"Зона" /La Zona/. Испания-Мексика.
Режиссер: Родриго Пла.
В ролях: Даниэль Гименез Качо, Марибель Верде, Карлос Бардем, Даниэль Товар, Алан Чавез.
Алехандро — подросток, живущий в замкнутом и хорошо охраняемом сообществе. Его семья и остальные члены сообщества, испугавшись волны преступности и насилия, создали этот оплот мира и законности. Но не все гладко и в этом, казалось бы, идеальном обществе. Три взломщика проникают в помещение с целью ограбления. Во время этого противозаконного действия погибает старушка, живущая в доме, а два вора оказываются застреленными. Жители Зоны берут отправление правосудия в свои руки
Фильм получил "Льва будущего" в секции "Дни Венеции" на Венецианском фестивале и премию ФИПРЕССИ в Торонто.
КОНСТРУИРУЯ ФИЛЬМЫ
Шесть картин, сделанных в Аргентине, Чили, Мексике и Никарагуа, будут участвовать в программе Films in Progress 14, которая состоится в рамках фестиваля в Сан-Себастьяне 23 и 24 сентября.
Среди них: "El Аrbol" Карлоса Серрано Ацконы (Мексика); "Аrtico" Сантьяго Лозы (Аргентина); "Зрительные галлюцинации" /Ilusiones уpticas/ Кристиана Хименеса (Чили-Португалия-Франция); "Служанка" /La nana/ Себастиана Сильвы (Чили); "Norteado" Ригоберто Перезкано (Мексика); "Юма" /La Yuma/ Флоренции Жаугей (Никарагуа-Мексика).
У мексиканской картины "Зрительные галлюцинации" будет второй шанс получить финансовую помощь в рамках программы Films in Progress 14, если режиссер представит новую, более полную версию по сравнению с той, которая участвовала в мартовской программе Films in Construction 13 в Тулузе.
Для программы Cinema in Construction 14, всего было получено 64 фильма из 20 стран: Германии, Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Эквадора, США, Испании, Франции, Нидерландов, Италии, Японии, Мексики, Никарагуа, Португалии, Уругвая и Венесуэлы. Из этих 64 картин 13 являются совместным производством нескольких стран и 12 появляются в рамках этой программы по второму разу.
Фильмы, которые участвуют в программе Films in Progress 14:
El Аrbol (Мексика);
Режиссер: Карлос Серрано Ацкона
В ролях: Боско Содди, Майте Седеко, Сара Монтгомери Кэмпбелл, Анна Касадо Боск
Сантьяго покидает семью. Судья постановил, что ему нужно держаться подальше от жены и детей. Но не только это решение суда, но и все обстоятельства приводят его к поискам работы. Он устраивается в бар к своему другу, и только тут суровая реальность предстает перед ним во всей красе. Он вынужден брать на себя ответственность за свои поступки, в противном случае его ждет смерть.
"Аrtico" (Аргентина);
Режиссер: Сантьяго Лоза.
В ролях: Пабло Сейо.
Человек в костюме путешествует почти без передышки: в автобусе, на яхте, пешком. При себе у него чемоданчик с деньгами, которые он собрал, чтобы выкупить жену у заложников. Он ждет сигнала к действию, и все эти перемещения лишь для того, чтобы отвлечь полицию. Он один. Это
бесцельное путешествие изматывает его. Граница города, его пейзажи становятся незнакомыми, такими же отдаленными, как Северный полюс.
"Зрительные галлюцинации" /Ilusiones уpticas/ (Чили-Португалия-Франция);
Режиссер: Кристиан Хименес
В ролях: Валентина Варгас, Альваро Рудольфи, Эдуардо Пахеко, Паола Латтус.
В Вальдивии идет дождь. Охранник супермаркета влюбляется в элегантного вора. Усердно работника его компания обучает тому, что делать на случай безработицы. Слепой лыжник прозревает, но мир, который он видит, его пугает. Три человека погрязли в обстоятельствах и желаниях, которые они с рудом понимают. Дождь продолжает идти. Все кажется нереальным. Все лишь зрительная галлюцинация.
"Служанка" /La nana/ (Чили);
Режиссер: Себастиан Сильва
В ролях: Каталина Сааведра, Клаудиа Селедон, Алехандро Гоич, Андреа Гарсиа-Гвидобро, Агустин Сильва.
Ракель, одинокая и замкнутая женщина, работает служанкой в семье Вальдеса вот уже 23 года. Однажды ее хозяйка, Пилар, нанимает другую служанку, чтобы помочь Ракель. Последняя, чувствуя, что ее пребывание в доме находится под угрозой, начинает жестоко третировать новую служанку. Это продолжается довольно долго, до тех пор, пока Пилар не нанимает Люси, девушку, которая раньше не работала горничной. Именно Люси сможет разбить барьер, выстроенный Ракелью вокруг себя.
"Norteado" (Мексика);
Режиссер: Ригоберто Перезкано
В ролях: Харольд Торрес, Соня Куао, Алисия Лагуна, Луис Карденас.
Андрас, юноша из Оахаки, пытается нелегально пересечь границу США. Но смерть, жажда и пустыня каждый раз встают на пути у его мечты. И когда он уже почти сдался, дыхание Севера заползает ему под кожу, и Андрас предпринимает отчаянный, почти невозможный, но вместе с тем блестящий рывок.
"Юма" /La Yuma/ (Никарагуа-Мексика).
Режиссер: Флоренция Жаугей.
В ролях: Альма Бланко, Ригоберто Майорга, Габриэль Бенавидес, Мария Эстер Липез.
Манагуа, наши дни. Девочка по имени Юма хочет стать боксером. По соседству — банды, делящие территории. Дома — отсутствие родительской доброты и любви. Она мечтает о ринге, энергии, которая наполняет ее руки и ноги во время боя. И на улице тоже, ведь кража вполне обычный способ заработать. Юма встречает Эрнесто, студента, обучающегося журналистике, живущего на другом конце города. Несмотря на все различия между ними, они влюбляются друг в друга — их влечет обоюдное желание найти себя в этом мире.
КИНО В ДВИЖЕНИИ
"Chou Sar?" режиссера Де Голля Эйда (Ливан-Франция-Палестина), "Померанцы и мирра" /Pomegranates and Myrrh/ Найвы Найар (Палестина); "Время товарищей" /Le temps des camarades/ Мохаммеда Крифа Трибака (Марокко), "Ты помнишь Адиль?" /Tu te souviens d'Adil?/ Мохаммеда Зинеддена (Марокко) — четыре фильма, которые будут соревноваться за призы, предоставленные различными институциями.
"Кино в движении" — программа в рамках фестиваля, цель которой показать картины, находящиеся на стадии пост-продакшна или съемки которых подходят к концу. Эти фильмы сняты, в основном, режиссерами из Магриба, африканских стран, говорящих на португальском языке, и из развивающихся арабских стран: Ангола, Алжир, Капо Верде, Египет, Гвинея, Ирак, Иордан, Ливан, Ливия, Марокко, Мозамбик, Палестина, Сао Томе и Принсипе, Сирия и Тунис.
При помощи программы "Кино в движении" фестивали в Сан-Себастьяне, Эмиене и Фрибурге исследуют новые способы того, как помочь режиссерам из указанных выше стран выпустить свои пока еще не законченные фильмы, служа довольно эффективной связующей нитью между профессионалами, компаниями и другими учреждениями в этих странах, а также в Европе и Латинской Америке.
Отобранные картины будут показаны в Сан-Себастьяне 22 сентября аудитории, состоящей исключительно из профессионалов (продюсеры, дистрибьюторы, представители киноиндустрии и телевидения, фестивалей и фондов помощи).
"Chou Sar?" (Ливан-Франция-Палестина)
Режиссер: Де Голль Эйд
В ролях: Де Голль Эйд, Рози Эйд, Хана Эйд, Эмиль Эйд, Бассан Эйд.
9 декабря 1980 года родители Де Голля Эйда, его младшая сестра и одиннадцать родственников были расстреляны в Северном Ливане. Сам Де Голль переехал из Ливана во Францию 18 лет назад. Он живет теперь в Корсике со своей семьей, но у него много вопросов, на которые он так и не получил ответ... Вопросы, которые мучают каждую ливанскую семью.
"Померанцы и мирра" /Pomegranates and Myrrh/ (Палестина)
Режиссер: Найва Найар
В ролях: Хайам Аббас, Ясмин Эл Массри, Али Сулиман, Ашраф Фара.
Свободная духом танцовщица Камар сталкивается с несчастьем: ее мужа Заида сажают в тюрьму. Спустя некоторое время она возвращается к танцам, где знакомится с палестинцем Каисом. Между ними пробегают искры, их танец становится все более страстным и эмоциональным. В то же время рассматривающееся в суде дело о конфискации земли семьи Камар сталкивается с непреодолимыми трудностями.
"Время товарищей" /Le temps des camarades/ (Марокко)
Режиссер: Мохаммед Криф Трибак
В ролях: Фара Эль Фасси, Саид Ассу, Ясин Ферджани, Манал Эль Седикки
Север Марокко. Начало 90-х. С дипломом об окончании школы в руках Рахиль решает поступить в университет, вопреки воле родителей, где знакомится с блестящим студентом Саидом. Он решает во что бы то ни стало завоевать расположение Рахили. Готова ли она сдаться в плен любви?
"Ты помнишь Адиль?" /Tu te souviens d'Adil?/ (Марокко)
Режиссер: Мохаммед Зинедден
В ролях: Омар Лотфи, Меди Эль Арруби, Амин Эннаджи, Сальма Агуми
Адиль и Рашид знают друг друга с детства. Адиль никогда не думал, что будет жить в Марокко, все его мечты устремлены на другой берег Средиземного моря. Он всегда хотел жить в Болонье, где вот уже несколько лет живет его брат. В Марокко Адилю приходится вести двойную жизнь: с одной стороны, он заботливый брат, ухаживающий за своим братом-инвалидом, с другой же — он занимается "странной работой" по поручению одного неприятного типа.
РЕТРОСПЕКТИВА ТЕРЕНСА ДЕЙВИСА
Фестиваль в Сан-Себастьяне посвятит ретроспективу английскому режиссеру Теренсу Дейвису — одному из самых ярких и новаторских мастеров сегодняшнего европейского кино, автору глубоко личных произведений, пионеру поиска нового языка, объединяющего игровое кино, автобиографию и документалистику и делающего особый упор на музыку. Среди главных его картин "Далекие голоса, застывшие жизни" (Distant Voices, Still Lives, 1988), "Конец долгого дня" (The Log Day Closes, 1992) и "Дом веселья" (The House of Mirth, 2000).
После восьмилетнего молчания Теренс Дейвис представил свой новый фильм "О времени и городе" (Of Time and the City) на специальном показе недавнего Каннского фестиваля. Картина была оценена международной критикой как одно из самых вдохновенных и эмоциональных явлений кино последнего времени. "Веха в движении английского кино к полной зрелости" (Дерек Малколм, The Guardian). "Лучший английский фильм последних лет и, возможно, лучший автобиографический фильм во всей истории кино" (Найджел Эндрюс, The Financial Times). "Даже если Теренс Дейвис больше не будет снимать фильмов, одна эта картина обеспечит ему надежное место в истории английского искусства" (Дейвид Робинсон, The Times).
"О времени и городе" — документальная лента о повседневной жизни Ливерпуля в 1950-е — 1960-е годы, отмеченная несомненной эмоциональной и личной печатью Теренса Дейвиса, ироничным, аналитическим взглядом на эволюцию общества.
Ретроспектива предлагает возможность увидеть небольшое по объему наследие режиссера, оказавшее мощное влияние на самых крупных мастеров сегодняшнего кино. Шесть полнометражных картин, созданных в 1984-2008 года, первая из которых состоит из трех снятых ранее короткометражек, дают представление о преданности своему делу, с которой Теренс Дейвис создает каждое из своих творений. Построение кадра, движение камеры, тщательно подобранная, красноречивая музыка и необычный способ работы с актерами, разыгрывающими его истории, — все это запечатлевает память об обществе под углом личных эмоций, предлагает новый взгляд на историю в ракурсе, далеко смещенном от крупных официальных событий, с помощью рассказа лирического и мощного. Течение времени, религия, гомосексуализм и семейные отношения — постоянные темы творчества Теренса Дейвиса.
Музыка, извлеченная из коллективной памяти, играет в его фильмах важнейшую роль. Будь то классические темы или песни Нэта Кинга Коула, Пегги Ли и Дорис Дей, Теренс Дейвис добивается связи между изображением и звуком, которое достигается крайне редко, и превосходит мастерство в этой области таких очень непохожих режиссеров как Квентин Тарантино или Вонг Кар-Вай.
Режиссер и сценарист всех своих фильмов, время от времени выступающий в качестве романиста и актера, Теренс Дейвис родился в Ливерпуле в 1945 году. Он происходит из рабочей католической семьи и был младшим из десяти детей. Современник Дерека Джармена, Питера Гринуэя и Салли Поттер, он сделал первые шаги в своей карьере под крылом Британского киноинститута, сняв свою первую короткометражку "Дети" (Children, 1976), уже демонстрирующую автобиографические черты. В Национальной киношколе он снял "Мадонну с младенцем" (Madonna and Child, 1980), а затем третий короткометражный фильм "Смерть и преображение" (Death and Transfiguration, 1983). Эти три ленты были объединены в то, что стало его первой полнометражной картиной "Трилогия" (Trilogy, 1984).
"Далекие голоса, застывшие жизни" (1988) — шедевр, рассказывающий о послевоенной Англии, принес ему международную славу, завоевав среди прочих премию ФИПРЕССИ в Канне, "Золотого леопарда" в Локарно и "Золотой колос" в Вальядолиде, не говоря уже о премиях критиков в Лос-Анджелесе и Торонто. Оттачивая свой индивидуальный стиль, он снял еще один потрясающий фильм "Конец долгого дня" (1992) — повесть об одиноком 11-летнем мальчике, который ищет прибежище в кино. Картина снова участвовала в Каннском фестивале и была отмечена "Золотым колосом" в Вальядолиде.
"Неоновой библией" (The Neon Bible, 1995) Дейвис переориентировал свою карьеру в несколько иное направление, поставив экранизацию романа американского писателя, популярного автора "Конфедерации тупиц", и сняв ее в США с участием таких актеров, как Джина Роулендз, Денис Лири и Дайана Скаруид. Еще одна экранизация — на этот раз классического автора из Нью-Йорка Эдит Уортон — стала изысканной романтической драмой "Дом веселья" (2000) с Джиллиан Андерсон, Дэном Эйкройдом, Энтони Ла Пальей и Лорой Линни в главных ролях.
Представив на суд зрителей ленту "О времени и городе" (2008), демонстрирующую мастерское использование архивного материала в создании эмоционального и критического рассказа об эволюции его родного города на протяжении последних 50 лет, Теренс Дейвис уже работает над новым проектом, съемки которого намечены на будущий год.
Теренс Дейвис также является автором романа "Аллилуйя сегодня" (1984) и был продюсером радиопостановок по произведениям Вирджинии Вулф.
Фестиваль в Сан-Себастьяне, на котором Теренс Дейвис будет присутствовать, издаст всестороннее исследование его творчества, статьи для которого написали различные эксперты.
Показ фильмов Теренса Дейвиса станет третьей ретроспективой 56 фестиваля в Сан-Себастьяне. Две другие посвящены творчеству итальянского режиссера Марио Моничелли и японскому "фильм нуар" с 1920-х годов до наших дней.
РЕТРОСПЕКТИВА МАРИО МОНИЧЕЛЛИ
Комедия была одним из главных жанров в итальянском кино 1950-х — 1960-х годов. Среди режиссеров, посвятивших себя картинам, в которых комические элементы едва скрывали критический взгляд на общество, особо важное место занимает Марио Моничелли — постановщик самых типичных произведений этого популярного направления, ответственный за успех таких актеров, как Витторио Гассман, Уго Тоньяцци, Марчелло Мастроянни, Нино Манфреди и Альберто Сорди.
В 1998 и 1999 годах фестиваль в Сан-Себастьяне посвятил итальянской комедии два цикла показов, и ретроспектива этого года с ее 40 фильмами подтвердит наш интерес к одному из самых ярких периодов в истории итальянского кино. Моничелли создал возможно самую популярную картину, отмеченную этой комедийной искрометностью, — "Злоумышленники неизвестны" (1958), где сыграл неповторимый актерский ансамбль: Гассман, Мастроянни, Клаудиа Кардинале, Меммо Каротенуто, Ренато Сальвтори и Тото. Превосходный мастер искусства комедии и отличный "актерский" режиссер, Моничелли не боялся обращаться и к другим, более суровым жанрам, как в фильмах: "Большая война" (1959) — трагикомедии, действие которой происходит во время Первой мировой войны; "Товарищи" (1963), посвященные рабочему движению; или лента "Хотим полковников" (1973), отправной точкой для которой послужила греческая военная диктатура.
Моничелли родился в Риме в 1915 году и продолжает снимать фильмы, его последняя картина — "Розы пустыни" (2006). Моничелли четыре раза участвовал в конкурсной программе фестиваля в Сан-Себастьяне: в 1958 году "Злоумышленники неизвестны" разделили "Серебряную раковину" с лентой Хичкока "Головкружение"; в 1965 "Казанова-65" получил премии за режиссуру и за лучшую актерскую работу Марчелло Мастроянни; в 1968 "Девушка с пистолетом" принесли Монике Витти приз как лучшей актрисе; в 1971 "Бранкалеоне в крестовых походах" заслужил Витторио Гассману награду в категории "лучший актер".
В ретроспективу будут включены 41 полнометражный и 2 короткометражных фильма. Среди них:
1949 Тото ищет квартиру / Toto cerca casa (Toto Looks for an Apartment)
1950 Собачья жизнь / Vita da cani (A Dog's Life)
1951 Полицейские и воры / Guardie e ladri (Cops and Robbers)
1957 Отцы и сыновья / Padri e figli (Fathers and Sons)
1958 Злоумышленники неизвестны / I soliti ignoti (Big Deal on Madonna Street)
1959 Большая война / La grande guerra (The Great War)
1963 Товарищи / I compagni (The Strikers)
1965 Армия Бранкалеоне / L'armata Brancaleone (For Love and Gold)
1968 Девушка с пистолетом / La ragazza con la pistola (The Girl with a Pistol)
1973 Хотим полковников / Vogliamo i colonnelli (We Want the Colonels)
1975 Мои друзья / Amici miei (My Friends)
1977 Мелкий, мелкий буржуа / Un borghese piccolo piccolo (An Average Little Man)
1985 Две жизни Маттиа Паскаля / Le due vite di Mattia Pascal (The Two Lives of Mattia Pascal)
2006 Розы пустыни / Le rose del deserto (The Roses of the Desert)
ЯПОНИЯ В ЧЕРНОМ СВЕТЕ
Обильная детективная и криминальная кинопродукция Японии остается малоизвестной на Западе. Продукт безусловного импорта иностранного литературного и кинематографического жанра, главным образом американского, японский "фильм-нуар" мог бы показаться чем-то вроде анекдота в истории кино Японии. Но Япония искусно наделила эти детективные история "национальными чертами": присущее гангстерам чувство юмора, кропотливая следственная работа полиции, страдания преступника-изгоя или изображение общества, пораженного послевоенным хаосом, — все эти темы были выражением многих беспокойств и страхов, которыми страдала психология японцев.
Ретроспектива "Япония в чёрном свете" позволяет составить впечатление об этой параллельной истории японского кино, не показанной западными кинофестивалями и киноклубами, но с восторгом потреблявшейся местными зрителями. В ретроспективу включены фильмы на разные темы: от картин о странствующих игроках (batuko) немого периода до бума гангстерских картин после Второй мировой войны; от важного вклада, сделанного режиссерами Акирой Куросавой и Сёхэем Имамурой, до отдельных значительных лент мастеров периода модернизации Японии (Нагиса Осима, Масахиро Синода, Хироси Тесигахара), которые использовали криминальные сюжеты для создания ниспровергательских, в высшей степени авторских фильмов. Особое внимание мы уделим моменту славы, который испытали "yakuza eiga" (японские гангстерские фильмы) в 1960-е годы, когда появилось огромное количество картин о героических одиноких гангстерах, и десятилетию 1970-х, когда "yakuza eiga" приобрели более реалистический характер.
Ретроспектива "Япония в чёрном свете" отдаст должное и другим разновидностям фильм-нуара: криминальным мелодрамам и приключениям крутых детективов, а также интересному возрождению жанра в 1990-е годы благодаря таким режиссерам, как Такеши Китано, Такаши Миике, Такаси Икии или Киёси Куросава.
Ретроспективу "Япония в чёрном свете" включено 40 фильмов, среди них:
1949 Бездомный пес / Nora Inu (Stray Dog)
Реж. — Акира Куросава / Akira Kurosawa
1958 Бесконечное желание / Hateshinaki yokubo (Endless Desire)
Реж. — Сёхэй Имамура / Shohei Imamura
1960 Страх смерти / Karakkaze yaro (Afraid To Die)
Реж. — Ясудзо Масумура / Yasuzo Masumura
1962 Рай и ад / Tengoku to jigoku (High and Low)
Реж. — Акира Куросава / Akira Kurosawa
1963 Юность зверя / Yaju no seishun (The Brute / Youth of the Beast)
Реж. — Сэйдзун Судзуки / Seijun Suzuki
1964 Бледный цветок / Kawaita hana (Pale Flower)
Реж. — Масахиро Синода / Masahiro Shinoda
1975 Кладбище чести / Jingi no hakaba (Graveyard of Honor)
Реж. — Киндзи Фукасаку / Kinji Fukasaku
1987 Жестокий полицейский / Sono otoko, kyobo ni tsuki (Violent Cop) (фильм артхаус-линии "Кино без границ")
Реж. — Такеши Китано / Takeshi Kitano
1994 Самое ужасное время в моей жизни / Waga jinsei saiaku no toki (The Most Terrible Time in My Life)
Реж. — Кайдзо Хаяси / Kaizo Hayashi
1997 Тропа змеи / Hebi no michi (Serpent's Path)
Реж. — Киёси Куросава / Kiyoshi Kurosawa
ГРАН-ПРИ ФИПРЕССИ ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ГОДА
Фильм Пола Томаса Андерсона "Нефть" /There Will Be Blood/ на кинофестивале в Сан-Себастьяне получит Гран-При ФИПРЕССИ за лучший фильм года. Режиссер (известный такими картинами, как "Ночи в стиле буги" (1997), "Магнолия" (1999) и "Любовь, сбивающая с ног" (2002)) получит свою награду 18 сентября на открытии фестиваля в Kursaal Auditorium.
"Выбор был очевиден всем 242 членам Международной федерации кинокритиков, которые проголосовали за фильм Пола Томаса Андерсона", — сообщила ФИПРЕССИ.
Режиссер уже пять раз номинировался на "Оскар" (за оригинальные сценарии "Ночей в стиле буги" и "Магнолии", за адаптацию книги Синклера Льюиса, постановку и продюсирование "Нефти") и выиграл Гран-при ФИПРЕССИ в 2000 году за фильм "Магнолия".
За последние годы эта награда уходила к таким режиссерам, как Нури Бильге Джейлан ("Отчуждение" /Uzak/), Жан-Люк Годар ("Наша музыка" /Notre musique/), Ким Ки-Дук ("Пустой дом" /3-Iron/), Педро Альмодовар ("Возвращение" /Volver/) и Кристьян Мунджу ("4 месяца, 3 недели и 2 дня" /4 months, 3 weeks, 2 days/).
"Нефть" в этом году принесла своему режиссеру Серебряного Медведя на Берлинале и два "Оскара" — актеру Дэниелу Дэю-Льюису и оператору Роберту Элсвиту. Вообще же картина была номинирована восемь раз, включая такие категории как "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший адаптированный сценарий".
Специальный показ "Нефти" состоится в театре The Victoria Eugenia Theatre.
ПОЧЕТНАЯ НАГРАДА "ДОНОСТИЯ" ЗА ВКЛАД В КИНЕМАТОГРАФ
Мерил Стрип и Антонио Бандерас получат награды Donostia на фестивале в Сан-Себастьяне. А Джонатан Демме, Джоан Чен, Мирта Ибарра и Амос Гитай возглавят четыре жюри фестиваля.
Северо-американская актриса Мерил Стрип и испанский актер Антонио Бандерас будут удостоены наград Donostia на фестивале в Сан-Себастьяне, как сообщили на пресс-конференции мероприятия.
Мерил Стрип, считающаяся одной из лучших современных актрис, на протяжении своей примечательной карьеры проявляла свой многогранный талант, снимаясь в фильмах для детей, комедиях, драмах и мюзиклах, не упоминая уж об озвучивании документальных лент и театральных постановках.
Она получила больше всех номинаций на "Оскар" (14) и 21 раз была кандидатом на получение премии "Золотой Глобус". В ее доме хранятся два "Оскара" за фильмы "Крамер против Крамера" /Kramer vs. Kramer/ (режиссер Роберт Бентон, 1979) и "Выбор Софи" /Sophie's Choice/ (Алан Дж. Пакула, 1982) и шесть "Золотых Глобусов" за роли в "Женщине французского лейтенанта" /The French Lieutenant's Woman/ (Карел Райс, 1981), "Адаптация" /Adaptation/ (Спайк Джоунз, 2002), в телесериале "Ангелы в Америке" /Angels in America/ (Майк Николс, 2003) и за картину "Дьявол носит Прада" /The Devil Wears Prada/ (Дэвид Франкель, 2006). Мерил Стрип получит свою награду Donostia 26 сентября в Kursaal.
Антонио Бандерас считается международной звездой, именно ему удалось проторить дорогу в Голливуд целому поколению талантливых испанских актеров. С момента его скромного дебюта в "Лабиринте страстей" /Laberinto de pasiones/ (1982) Педро Альмодовара до последней работы — фильма, открывающего 56-й фестиваль в Сан-Себастьяне — "Другой человек" было снято около 70 фильмов, а траектория биографии Бандераса охватывает и мюзиклы, и даже работу режиссера — он успел поставить уже два фильма "Женщина без правил" /Crazy in Alabama/ (1999) и "Летний дождь" /El camino de los ingleses/ (2006). Антонио Бандерас получит свою награду Donostia 19 сентября в Kursaal.
ВЕЛОДРОМ
Кинозал Anoeta Velodrome с невероятным экраном 400 м² и 3000 зрительских мест предлагает зрителям испытать поистине несравнимый опыт и эмоции.
В этот раз на этом экране будет показан анимационный фильм "Дорогой друг" /Cher ami/ Микеля Пужола.
ДЕНЬ БАСКСКОГО КИНО
День баскского кино призван продвигать и показывать новые баскские фильмы разных жанров от анимации и короткометражек до полнометражных художественных и документальных лент.
Секция разделена на три программы: "Премьеры", "Познавательная секция" и "Короткий метр".
Одна из первых премьер:
ДОМ МОЕГО ОТЦА / LA CASA DE MI PADRE
Испания
Режиссер: Горка Мерчан / Gorka Merchán.
В ролях: Кармело Гомес, Хуан Хосе Бальеста, Вероника Эчеги, Алекс Ангуло, Эмма Суарес.
НАГРАДА МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ КИНОАРХИВОВ
Международная федерация киноархивов (FIAF) представила бразильского режиссера Нельсона Перейру дос Сантоса к своей награде. Восьмая по счету премия FIAF Award будет вручена режиссеру вице-президентом федерации Хиасиши Окажимой 25 сентября на фестивале в Сан-Себастьяне.
Награды FIAF были вручены следующим деятелям кино: Мартину Скорсезе (на кинофестивале в Нью-Йорке в 2001 году), Мануэлю де Оливейра (на фестивале в Сан Себастьяне в 2002 году), Ингмару Бергману (на 59м Конгрессе FIAF в Стокгольме в 2003 году), Джеральдин Чаплин (на 61м Венецианском кинофестивале в 2004 году), Майку Ли (на Лондонском кинофестивале в 2004 году), Хоу Сяо Сянь (на кинофестивале Золотая Лошадь в Тайпее в 2006 году) и Питеру Богдановичу (на кинофестивале в Торонто в 2007 году).
Вручением награды Нельсону Перейре дос Сантос, исполнительный комитет федерации подчеркнул свое желание выявить и оценить по заслугам представителей латиноамериканского кино, в частности, бразильского "нового кинематографа".
"40 градусов в Рио" /Rio 40 graus/, Нельсон Перейра дос Сантос, Бразилия.
Наполовину документальная лента, снятая на улице, с настоящими уличными диалогами. Удушающая жара города пронизывает атмосферу всего фильма, действие которого разворачивается одним типичным воскресеньем в Рио-де-Жанейро, а сюжет вертится вокруг пятерки торговцев арахисом из уличной банды. Пляж Копакабана, стадион Maracan и Sugar Loaf — одни из немногих мест, на фоне которых снималась эта картина. Нельсон Перейра дос Сантос был членом жюри фестиваля в 1990 году.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВСТРЕЧА КИНОШКОЛ
Всего 77 киношкол из 27 стран со всего мира подали заявки на участие в VII Международной встрече киношкол на фестивале в Сан-Себастьяне.
Число участников, безусловно, выросло за эти семь лет, благодаря вновь открывшимся киношколам.
VII Международная встреча киношкол пройдет 25 и 26 сентября в зале Kutxa Function Hall. На все заседания и кинопоказы, которые являются открытыми для обычных зрителей, ожидаются преподаватели киношкол, которые будут рассказывать ученикам, как представлять свои работы и обсуждать их со зрителями.
Израильский режиссер Амос Гитай возглавит жюри этой секции.