Блокбастеры дождались нецелевой аудитории

В Анапе продолжается XVII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок". МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ полагает, что самые интересные показы пока что проходят за рамками конкурса полнометражных фильмов.

Принято жаловаться, что иностранные коммерческие хиты незамедлительно попадают в отечественный прокат, а вот с авторским кино из США или Европы познакомиться гораздо сложнее. С бывшими советскими республиками ситуация прямо противоположная. Авторские фильмы худо-бедно, но можно увидеть на фестивалях или в арт-хаусных клубах. Национальные же блокбастеры остаются для России терра инкогнита. "Киношок" пытается исправить эту ситуацию, показывая их вне конкурса.

У "Рэкетира" Ахана Сатаева на родине слава "казахской "Бригады"". На первый взгляд параллель безусловная. Начало 1990-х годов, первые алма-атинские бригады рэкетиров, к которым примыкает молодой, разящий наповал противников герой. Но в том, что касается режиссерской интонации, разница с "Бригадой" колоссальная. Никакого разрывания рубахи на груди в духе "парни-то хорошие, но время, блин, такое, что податься некуда, кроме как в рэкет, пожалейте бедных убийц!". Скороговорка закадрового голоса, комментирующего очень быстрый, в духе кино Юго-Восточной Азии или гангстерских фильмов Мартина Скорсезе, монтаж, скорее иронична, отстраняет действие. Недаром вполне реалистические (но никогда не натуралистические эпизоды) часто разворачиваются на белоснежном абстрактном фоне. И хотя повествование ведется от лица бандита, Ахан Сатаев никогда сам не сбивается на бандитский говорок.

Украинский "Владыка Андрей", напротив, серьезен настолько, что порой кажется пародией. Олесь Янчук словно замыкает им трилогию о ранее табуированных персонажах украинской истории ХХ века. Сняв фильмы о Степане Бандере и главнокомандующем Украинской повстанческой армией Романе Шухевиче, на этот раз он обратился к фигуре митрополита Андрея Шептицкого, главы украинской Греко-католической церкви. По советской версии, гитлеровского пособника. По украинской — патриота, вынужденного вести дипломатическую игру то с одними, то с другими захватчиками, спасителя евреев и почти святого. С одной стороны, образцовое костюмное кино, охватывающее почти 70 лет украинской истории: не Анджей Вайда, конечно, и не Лукино Висконти, но вполне европейский продукт. Проблема в том, что в эту форму обряжен наивный, почти лубочный сценарий. Достаточно увидеть, с каким бесконечным состраданием и всепрощением смотрит Андрей, тогда еще офицер австро-венгерской армии, на товарищей, подговаривающих его выпить бокал вина, и как мгновенно теряет сознание, таки его пригубив. Хотя, за редчайшими исключениями, и российское костюмное кино ничуть не менее прямолинейно и лубочно.

Самый смелый поступок на фестивале совершил мультипрофессионал Ираклий Квирикадзе, представив на ночном показе смонтированный им, но еще не совсем доведенный до ума фильм Наны Джорджадзе. У этой постановки, в которую вовлечен десяток европейских студий и где играют такие звезды, как Мераб Нинидзе и Чулпан Хаматова, пока что нет имени. Авторский вариант названия — "Метеоидиот". Продюсеры настаивают на "Rainbowmaker", что можно перевести как "Зажигающий радугу". Это сказка, искусно синтезированная из множества бродячих мотивов и вроде бы где-то уже встречавшихся персонажей, вполне соответствующая ожиданиям европейских зрителей, ищущих на окраинах континента страшноватое волшебство а-ля Эмир Кустурица. Смерть, периодически заходящая покалякать с мудрым стариком и дающая ему отсрочку до тех пор, пока из тюрьмы не вернется его сын. О внуках больше заботиться некому: мать, гулящая златовласая красавица, крутит роман с цирковым богатырем. Освободившийся сын глотает шаровую молнию и обретает дар изменять погоду, как ему заблагорассудится. А с неба к нему в объятия падает затянутая в черную кожу летчица.



Сайт управляется системой uCoz