Считается кино

Министерство культуры решает, как потратить 8,5 млрд на поддержку киноиндустрии.

В распространенном вчера релизе Минкультуры РФ впервые были названы суммы, которые планируется выделить из федерального бюджета на развитие российского кинематографа в 2010—2011 годах, — более 8,5 млрд рублей. А сегодня на пленарном заседании Госдумы в первом чтении будет рассмотрен правительственный проект трехлетнего бюджета на 2009—2011 годы, где будут обсуждаться эти цифры.
Конечно, на этой стадии рассчитывать на ясность перспективной господдержки российского кинематографа рано. Строго говоря, никакой определенной схемы действий нет пока ни у госчиновников, ни у Минкультуры, ни у самих кинематографистов. Однако уже есть суммы, которые деятели культуры готовы на это получить. Что подтвердило и состоявшееся в прошлый четверг заседание Гильдии продюсеров России, которое можно расценивать как репетицию пока еще невнятной формулировки госзаказа в новом российском кино.

На заседании правления Гильдии продюсеров России, состоявшемся в бывшем Госкино, собравшиеся не могли не заметить отсутствия гендиректора "Централ Партнершип" (ЦПШ) Рубена Дишдишяна. Зато вчера стало известно о договоре между ЦПШ и одной из шести крупнейших голливудских студий — Paramount Pictures International (PPI), согласно которому с 1 января 2009 года ЦПШ станет эксклюзивным дистрибьютором PPI в странах бывшего СССР (кроме Украины и Прибалтики), а PPI в свою очередь — партнером по международной дистрибьюции крупных проектов ЦПШ. То есть возник еще один сюжет — о тех, кто ни на какой госзаказ в кинематографе не рассчитывает, а действует самостоятельно.

Продюсерская арифметика

Цифры, названные Александром Голутвой, замминистра культуры, первым человеком в правительстве, отвечающим за отечественный кинематограф и, собственно, президентом Гильдии продюсеров, что называется, носились в воздухе. На 2010 год запланирована поддержка кинематографу в размере 4 млрд рублей. Распределять их будут следующей осенью. Концепции для распределения, как и четких критериев, пока нет. Ясно лишь, что 1 млрд рублей пойдет на так называемые социально значимые проекты, связанные с патриотическим воспитанием российского населения. Еще 1 млрд получат студии, попавшие в приоритетный список. И по миллиарду, соответственно, студиям, не попавшим в приоритетный список, плюс студиям, занимающимся традиционно малобюджетными анимацией, арт-хаусом, документальным кино и дебютами. Об этих 4 млн не говорил только ленивый, и только злой не ухмылялся, сетуя на размытость, если не на отсутствие, каких-либо внятных критериев распределения государственных средств.

Да и сам Александр Голутва ни от кого не скрывал: то, что должно быть распределено в течение осени 2009 года, пока ни на какой концепции не зиждется. Главный киночиновник страны так и заявил: "Надо выработать концепцию".

Продюсерский азарт

Один из инициаторов разрабатываемых совместно с Минкультуры реформ продюсер Сергей Сельянов оказался у коллег под сильным подозрением. Действительно, такая формулировка, как "приоритетные студии", способна насторожить. Впрочем, то, чем руководствуется Сельянов, понятно и вполне обоснованно. Из 180 студий, ежегодно снимающих в России около 280 картин (в прошлом году, по точной статистике, их было 215), из которых не каждая даже доходит до проката. В лидерах — не более шести — восьми студий. То, чем занимаются остальные, либо венчает победы на Международных фестивалях, вроде недавно премированного в Венеции "Бумажного солдата" Алексея Германа-младшего, либо уходит куда-то в песок. Нюхнувшие пороху крупнобюджетных работ продюсеры вроде Елены Яцуры (продюсер "9 роты"), как, впрочем, и Сергей Сельянов, лучше других знают, что главное, требуемое их профессией, — это умение держать хвост пистолетом в самой, казалось бы, неразрешимой ситуации. На кажущемся перегретым российском рынке кино талантливый продюсер — это отнюдь не мистер Твистер-миллионер, а скорее мясник, вынужденный резать следующую свинью, не успев реализовать предыдущую. Специалисты знают, что 95% съемочного бюджета расходуются в процессе съемок. О какой уж там окупаемости в течение двух первых, как в США, прокатных уик-эндов может идти речь, когда выйти в ноль — вот самая настоящая мечта современного российского продюсера? Фильмы потому и идут один за другим, потому что запуск следующего хоть как-то балансирует бюджет предыдущего. Сводить концы с концами стало настоящим искусством отечественного кинопродюсирования, отдающего себе отчет в том, что руководствоваться при съемках приходится хаотическими правилами ларечного капитализма, а вовсе не голливудскими ставками.

Пушки или музы?

"Ругают нас с обеих сторон, — справедливо сокрушался перед соратниками по гильдии Александр Голутва. — И со стороны артхауса, и со стороны рынка". Но вопрос в другом: о каком рынке вообще идет речь? Сейчас в России, как известно, нет точной статистики затрат на кинопроизводство, нет точной статистики посещаемости кинозалов, нет, в конце концов, точной статистики самих этих кинозалов. Что на фоне крупных столичных прокатных сетей — темная громада бывших ДК, провинциальных, как встарь оборудованных кинозалов, городских или сельских клубов? А там тоже кино показывают. Другой вопрос — кому и за сколько. Обратной информации с окраин нашей родины не поступает ни кинопроизводителям, ни прокатчикам, ни чиновникам министерства. Но помимо прагматики рынка есть еще и прагматика художника, режиссера, сценариста, желающего работать с тем партнером, который в будущий список приоритетных студий не войдет. Возможно, что художнику помоложе да поциничнее все равно на какие средства снимать: деньги не пахнут. Но встречаются в кинопрофессии и принципиальные люди. Как Александр Сокуров. Или Алексеи Германы — и старший, и младший. Диктовать им условия съемок пусть и социально значимых, пусть и патриотически воспитательных фильмов даже государству как-то все-таки неловко. И что тогда? Пусть пеняют сами на себя?

Судя по вчерашнему пресс-релизу Министерства культуры, оно пока еще "считает необходимым юридически определить такую категорию картин, как "фильмы общенационального и социально-культурного значения". При том, что уже объявлена сумма вложений в том числе и в это самое юридически пока еще не определенное, но социально значимое. Но печалит даже не это. А то, что свои задачи релиз Минкультуры объяснило каким-то сусловским слогом: "Реализация новых направлений государственной политики в области кинематографии позволит создать эффективный инструмент для формирования у молодого поколения нравственных ценностей, повысить конкурентоспособность российских фильмов на внутреннем и внешнем рынках, усилить влияние России, и в первую очередь российской культуры, в странах с русскоговорящим населением".

Для вас важнейшим из искусств является кино?

АЛЕКСАНДР АДАБАШЬЯН, режиссер, художник
Для меня является, потому что я этим занимаюсь. Кстати, я не поленился и посмотрел предметный указатель полного собрания сочинений Ленина — этой фразы он нигде не произносил и не писал. А что касается предложений Минкульта об изменении господдержки в области кинематографа, так это не противоречит тому, что было и раньше. Бывало, что и деньги государством выделялись, и шедевры создавались, достаточно вспомнить фильм "Летят журавли".
В нынешней формулировке Минкульта для меня нет ничего революционного. Деньги будут выделять по критериям, которые чиновники сами и создали. Всегда найдутся довольные и недовольные, один под этот госзаказ сделает замечательное кино, а другой — совершенную дрянь.
Так было всегда и не только у нас. Скажем, в США есть некое соглашение Гильдии продюсеров, где тоже зафиксирована идеология. Честно говоря, я не знаю, выделит ли лично мне деньги государство, если я вдруг задумаю патриотическое кино. Сначала мне надо что-то сочинить, написать сценарий — и все само собой выяснится опытным путем.

АНДРЕЙ РАЗУМОВСКИЙ, генеральный директор студии "Фора-фильм"
Сейчас важнейшим из искусств является не кино, а телевидение. Это был политический лозунг, которого, кстати, Ленин не писал, но кино тогда и правда было самым популярным искусством. Газет никто не читал, а кино смотрели все, народ на него валом валил.
Сейчас все смотрят телевизор, и в ТВ вкладываются огромные деньги, совершенно несопоставимые с теми, которые государство выделяет на кино. Скажем, в этом году Госкино вложило в кинематограф около $130 млн, а телевидение тратит только на одни свои сериалы $2 млрд. Правда, качество и сериалов, и нашего кино пока оставляет желать лучшего.
И все-таки очень важно, что в кинематографе наконец-то будет значительный прирост денег. Вот только государство решило давать свои деньги четырем-семи крупным компаниям. А что такое крупные компании? Да, правильно, что идет укрупнение наших продюсерских компаний, но этот процесс должен идти естественным путем. А ведь у нас как: пошли в Кремль, поговорили и решили, что будет семь киноолигархов. И хотя семь не получилось, но в олигархи пропустили Никиту Михалкова, Федора Бондарчука... А какой, интересно, из Федора олигарх? Он, конечно, фигура талантливая и сильная, но ведь своей второй картины так и не показал. И что у него за крупная фирма?
Главный вопрос, по каким именно критериям и кто будет отбирать лучший проект, лучшую студию и тому подобное. Должны быть конкурсы, основанные на честных началах, а не на посылах откуда-то. Мы это проходили: Кремль назначает, а люди не выдерживают
.

ЛЕОНИД ЯРМОЛЬНИК, актер, продюсер
Если кино хорошее, оно и есть важнейшее из искусств. Время примитивных художников, которые трутся возле власти, уже ушло. Режиссер, деньги которому выделяются исходя только из личных контактов, сейчас не выживет. Он не сделает ни хорошего кино, ни кассу.
Сейчас в нашем кино нет ни нравственности, ни морали, так что не стоит бояться, что сделают что-то плохое, потому что хуже уже не будет. Я разделяю декларацию Госкино о том, что деньги нужно выделять крупным продюсерским компаниям. У нас еще остались талантливые люди, которые умеют снимать кино, и им вполне можно доверить какие-то средства. Будет хуже, если деньги выдадут тому, кто еще ничего не смог сделать. Здесь все надо проверять только делом. Нужно убрать тех, кто, снимая кино, думает только о бабле.

МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ, писатель
Да, для меня является. Мы и телевизор включаем для того, чтобы кино посмотреть. Сейчас смотрим советские фильмы и видим, что они искренние, подкупающие, теплые и вообще очень качественно и интеллигентно сделаны. Теперь это стало высоким уровнем, к которому нынешнему кино и тем более телесериалам нужно стремиться.
Но если кто-то получит госзаказ, то я не думаю, что ему просто дадут деньги и скажут: "Снимай, что хочешь". Так не делает ни продюсер, ни частное лицо, ни государство. Скорее предложат: "Напишите-ка заявку, а что именно вы собираетесь снимать".

Кинопатриотизм по-французски и по-английски

Система господдержки кино во Франции начала свое существование одновременно с рождением "новой волны" — в 1959 году. Система была создана для поддержки смелых радикальных проектов. Центральным органом, оказывающим господдержку, стал Национальный центр кинематографии. В 2006 году бюджет центра на производство кино- и телефильмов составлял уже 535,5 млн евро. Большая часть бюджета формируется из трех источников: пошлины телевещателей, составляющей 5,5% доходов от рекламы, от госпошлины на телевидение и от проданных абонементов платных телевещателей (338 млн евро в 2006 году), пошлины в 11%, которая взимается с каждого проданного билета в кино, независимо от страны — производительницы фильма (112,8 млн евро в 2006 году), пошлины издателей видеопродукции, которая соответствует 2% товарооборота продаж произведений на видеоносителях (44 млн евро в 2006 году).

Во Франции также действует развитая система налоговых льгот для производителей фильмов, позволяющая возместить до 20% затрат на производство фильма, но не превышающая суммы в 1 млн евро.
Автоматическая поддержка фильму гарантирована, если, к примеру, он входит в число фильмов, которые экранизируют произведения национальной классической литературы.

Центр также оказывает поддержку молодым режиссерам и сценаристам, выделяя различные гранты. Например, на поддержку производства короткометражных фильмов в 2006 году выделили 7,43 млн евро (были произведены 182 фильма). Важной частью деятельности центра является сохранение кинематографического архива страны (в 2006 году на эту цель выделили 2,7 млн евро).
Национальный центр кинематографии также развивает сотрудничество с региональными властями, стимулируя производство фильмов на местах, организацию фестивалей и актерских мастерских. В структуру центра входит также Unifrance. В компетенцию этого подразделения входит прокат и продажа французских фильмов за рубеж. Unifrance существует за счет бюджета, ежегодно выделяемого Национальным центром кинематографии в виде субсидии на обеспечение работы и выполнение программы ассоциации в соответствии с заявкой от управления Unifrance. Эта субсидия дополняется поддержкой МИД Франции на мероприятия, проводимые совместно с посольствами по всему миру.

В Великобритании в 2000 году был создан Британский совет кинематографии. Ежегодно совет размещает около 27 млн фунтов из средств национальной лотереи и государственных фондов. На производство фильмов, которые могут рассчитывать на широкий мировой прокат (такие как "Мисс Поттер" и "Джейн Остин"), в год тратится около 8 млн фунтов. Присвоение фильму статуса британского позволяет претендовать на налоговые льготы. Создатели высокобюджетных фильмов могут рассчитывать на компенсацию 16% затраченных средств, малобюджетных — на 20%.
Статус присваивается, если фильм соответствует одному из трех требований: создан в сотрудничестве с Австралией, Канадой, Францией, Ямайкой, Новой Зеландией или Южной Африкой; набрал 16 из 31 пунктов по культурной шкале (например, если фильм снимается в Великобритании, ему начисляется 4 очка) или соответствует Европейской конвенции по совместному кинопроизводству.



Сайт управляется системой uCoz