Известные режиссеры идут к крупным инвесторам
Катрин Бигелоу обратилась к злободневной теме: кино про войну в Ираке. Даррен Аронофски задействовал одного из самых харизматичных актеров — Микки Рурка. Стивен Содерберг снял не один, а целых два байопика (оба идут по два часа) на испанском языке.
На фестивале в Торонто все три фильма были проданы иностранным дистрибьюторам.
Voltage Pictures купила картину Бигелоу со скромным бюджетом и актерским составом (Джереми Реннер из "28 недель спустя", Гай Пирс и Ральф Файнс).
Французская компания Wild Bunch купила 6-миллионного "Борца" Аронофски и 64-миллионного "Че" Содерберга (с Бенисио дель Торо в роли Че Гевары).
Бигелоу и Аронофски было к чему стремиться, после того как их последние картины провалились в прокате. Содерберг пока еще ходит в фаворе у студий, однако его предприятия в сфере независимого кино иногда оказываются чересчур сложным и запутанным для среднего зрителя.
Триллер о войне в Ираке
После выпуска амбициозного боевика о подводной лодке "K-19" /K-19: The Widowmaker/, Бигелоу самостоятельно, с помощью журналиста Марка Боала разработала сюжет "Повелителя бурь". "Что отвлекло нас от вынужденного безделья, так это возможность создать картину, не идя ни на какие уступки, — сообщила Кэтрин Бигелоу. — Со всей возможной изобретательностью, на которую мы способны".
Сценарий Боала основан на его личном опыте, полученном в Ираке в 2003 и 2004 годах, когда он делал репортажи для журнала "Плейбой". Однако этот сценарий помог режиссеру получить достаточно скромное финансирование.
Она снимала в Иордане на 100-градусной (по Фаренгейту) жаре на переносную 16-миллиметровую камеру Aton. Костюм Джереми Реннера из стальных пластин весил около 80 фунтов, и актер постоянно находился под угрозой перегрева.
Бигелоу сказала, что если бы этот фильм был сделан при поддержке студии, он обошелся бы в $ 80 миллионов, как минимум, но потерял бы свою достоверность, потому что снимать пришлось бы в Нью-Мексико или Марокко. К тому же студия пригласила бы других актеров.
Режиссер искал другой способ передачи идеи зрителю. "Наш фильм потому настолько доступен и затягивает зрителя, что мы обращали внимание на все детали, старались сделать его максимально реалистичным и точным. Он основан на личных наблюдениях и впечатлениях сценариста, который изложил их во внятном и убедительном сюжете", — говорит режиссер.
В фильме Бигелоу удалось создать параноидальную атмосферу: все, что видит зритель, кажется, таит в себе угрозу — будь то мешок с рисом или прохожий с мобильным телефоном. Она разделывается с главным героем в первом эпизоде, чтобы "бросить вызов аудитории", как она говорит, "поставить зрителя с самого начала в условия, когда никому нельзя доверять".
После показа "Повелителя бурь" в Венеции и Торонто, компания Voltage заключила договор с компанией Summit, которая планирует выпустить фильм в прокат в 2009 году.
Малобюджетная драма с актером во главе угла
После битвы с Warner Bros. по поводу производства и выпуска "Фонтана" Аронофски твердо усвоил, что делать фильм с бюджетом в 30 миллионов долларов под руководством студии может быть опасно. Когда два года назад "Фонтан" впервые показали в Торонто, прием публики и критиков был прохладным, а в прокате он практически сразу же пошел ко дну, не выдержав соревнования с другими картинами, выпущенными аккурат ко Дню благодарения.
На этот раз за "Борцом" не стояла студия. Фильм был снят по сценарию Роберта Сигела, который в течение семи лет неоднократно переделывался. К тому же никто не верил в успех проекта после того, как Николас Кейдж отказался в нем участвовать и его заменили Микки Рурком. Впрочем, глава французской компании Wild Bunch Винсент Мараваль верил в успех фильма.
Рурк не считался звездой после того, как забросил свою многообещающую карьеру, начав сниматься в плохих фильмах и необдуманно вести себя на публике. Так что режиссер задумал снять картину с бюджетом в 6 миллионов долларов в Нью Джерси в формате super 16mm. "Это доставило мне массу беспокойства - снимать практически без денег, — вспоминает режиссер. — Приходилось идти на уйму компромиссов".
После того, как Аронофски познакомился с Рурком, он увидел в актере уязвимость и неуверенность в себе, которые никак не проявлялись в его предыдущих ролях. Режиссер сообщил Рурку, что, взяв его на эту роль, он хочет, чтобы актер вел себя профессионально. За последние 13 лет, по словам самого Рурка, он при помощи курса экстенсивной терапии полностью вылечился от дурных привычек и был готов сыграть борца. "Я неправильно вел себя, не контролировал свое поведение и даже не понимал, насколько мой непрофессионализм пугал и отвращал от меня людей из кинобизнеса", — признался сам Рурк.
Именно Рурк настоял на том, чтобы картину показали его старому приятелю музыканту Брюсу Спрингстину, который и написал песню для финальных титров "Борца".
В ту же самую ночь, когда состоялась премьера фильма в Торонто, компания Fox Searchlight приобрела права на прокат "Борца" в США, будучи вполне уверена в том, ч то к концу года картина будет выдвинута на соискание "Оскара".
Эпическая биография Че Гевары
Идея экранизировать биографию Че Гевары давно уже вынашивал Бенисио Дель Торо и продюсер Лаура Бикфорд. Именно они предложили этот проект Содербергу, который попытался — вместе со сценаристом Питером Бахманом — собрать воедино массив документов, который собрали Дель Торо и Бикфорд. Но фильм ни в какую не хотел выглядеть единым целым, поэтому его пришлось разбить на две части.
"Когда мы только начинали, мы решили, что снимем двухчасовую ленту про Боливию, — говорит Содерберг. — Но когда стали копаться в материале, то осознали, что одной Боливии без рассказа о Кубе будет недостаточно. Правильнее всего будет делать фильм из двух частей".
Это решение заставило компанию Wild Bunch перезаключить контракты со многими своими партнерами — дело было в том, вспоминает Бикфорд, что "дистрибьюторы планировали получить одну ленту, снятую на английском языке, но никак не две испаноязычные картины. США, к примеру, не хотели платить за фильм на испанском, поэтому Wild Bunch нам здорово помогли, найдя финансирование в Европе".
Когда четырехчасового "Че" показали в Каннах, никто из студий не захотел приобрести картину для проката — даже после того, как Дель Торо получил приз, как лучший актер именно за роль Че Гевары. Одной из причин отказа был даже не хронометраж, а то, что фильм не был дублировали на английском языке.
Тем не менее, Wild Bunch продолжали переговоры до последнего. И только на прошлой неделе, как утверждает Мараваль, они пришли к соглашению с компанией IFC: "Фильм довольно сложный и вообще уникальный, поэтому мы предвидели, что с его прокатом возникнут сложности". Сами же Wild Bunch будут прокатывать фильм в странах Бенилюкса и в Германии.
Таким образом, именно поддержка иностранных компаний сделало возможным само существование этих трех картин и предоставило их создателям ту степень свободы творчества, какую они вряд ли бы получили, будь их фильмы сделаны под надзором Голливуда.
по материалам Variety