Продюсеры о господдержке кино
Новые предложения о об изменении государственной поддержки в области кинематографии, которые озвучил замминистра культуры РФ Александр Голутва, вызвали бурную реакцию продюсеров.
Правительство внесло в Госдуму проект трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы, который будет рассмотрен в первом чтении на пленарном заседании 19 сентября.
По новым правилам бюджетные средства планируют выделять по нескольким направлениям: на реализацию национальных кинопроектов особого значения (фильм должен отвечать, в том числе, требованиям патриотичности и нравственного воспитания), крупным продюсерским компаниям на конкурсной основе трехлетних программ и, как и раньше, на остальные проекты — художественное игровое и неигровое кино, кинодебюты, авторские эксперименты и другие. Кроме того, продюсерским компаниям будет предоставляться компенсация расходов на продвижение национальных фильмов, посещаемость которых превысит 1 миллион зрителей.
До настоящего времени господдержка отечественного кинематографа выражалась в финансировании из госбюджета отдельных кинопроектов, каждому из которых выделялось порядка 20 миллионов рублей.
Теперь, по словам Голутвы, на фильмы особого значения — пять-семь фильмов в год — планируется выделять 1 миллиард рублей, нескольким продюсерским студиям тоже дадут 1 миллиард, на проекты художественного игрового кино будет выделен 1 миллиард, и на неигровое, анимационное и дебюты также будет выделен миллиард.
Он также озвучил запланированный совокупный бюджет кинематографии: на 2008 год выделено 3,3 миллиарда рублей, на 2009 — 3,5 миллиарда рублей, на 2010 — 5,6 миллиардов рублей, на 2011 — 5,7 миллиардов рублей.
Размер не имеет значения — важны идеи
По информации Минкульта, на сегодняшний день в стране 180 компаниями делается 215 картин (18 из них законсервированы).
Однако, по мнению самих продюсеров, из 180 компаний могут рассчитывать на целевую господдержку в недрах Госкино всего шесть-восемь, в том числе компании Сергея Сельянова, Игоря Толстунова, Валерия Тодоровского, Сергея Мелькумова. На заседании правления Гильдии продюсеров вопрос о том, кто войдет в "круг избранных" и как их будут выбирать, был самым актуальным. Имена компаний так и не были названы.
Впрочем, председатель комитета по культуре ГД Григорий Ивлиев рассказал РИА Новости, что масштаб компании, которая будет получать целевые средства, не имеет значения. "Совсем не обязательно, что госзаказ получит большая компания, а не средняя. Масштаб компании не самое важное условие, сейчас важнее конкуренция идей, это станет определяющим при господдержке", — рассказал он
Он отметил, что "поддержка, когда каждому фильму давалось по миллиону, была неэффективна" и приводила к распылению средств, "не давая возможности делать высококачественные и бюджетные фильмы".
"Мы предлагаем увеличить госфинансирование существенным образом на создание знаковых картин. Это, на наш взгляд, позволит переломить ситуацию, когда бюджетные деньги растворяются", — пояснил он. Ивлиев добавил, что финансирование в большем объеме знакового фильма, который объединяет страну "даст шанс качественным компаниям для воспроизводства".
Принудительное укрупнение
Один из инициаторов предстоящих перемен — директор компании "СТВ"Сергей Сельянов рассказал РИА Новости: "Речь идет о том, чтобы опираться на шесть-восемь компаний, давно устойчивых на рынке, и дать им возможность планировать свою деятельность. Все остальное финансирование будет осуществляться обычным порядком, весь госбюджет этим компаниям не отдадут, примерно — половину". Он добавил, что "решение финансировать надежные и успешные компании, вызвано стремлением не раздавать средства кому попало".
"Если посмотреть список фильмов, которым государство дало деньги, то примерно половина фамилий ничего никому не скажет: кто эти люди, где были показаны фильмы. И это не только дебюты", — пояснил Сельянов.
По его мнению, для небольших компаний будет существовать выход: "Маленькие кинокомпании получат две возможности: первая — традиционная — продолжать снимать на госсредства (давать им будут по 25 миллионов рублей на сильные проекты), и вторая возможность, на мой взгляд, более эффективная — кооперация с крупными компаниями. Если прийти к сильному продюсеру с интересным проектом и договориться о распределении прав и денег, то фильм на следующий день будет запущен".
Позитивно оценивает грядущие перемены и президент "CTC Media" Александр Роднянский. "Я думаю, что сама по себе идея финансировать напрямую компании — здоровая. И если не лукавить, что мы все знаем тот узкий круг кинокомпаний, которые долго ответственно и серьезно занимаются кинопроизводством. Им тяжело выживать и они нуждаются в господдержке. И это намного лучше, чем лукаво изображать равные условия и давать по миллиону долларов проектам, которые затем пропадут", — отметил он в интервью РИА Новости.
Роднянский напомнил, что грядущие перемены — не замена, а "параллель предыдущей модели". Он также добавил, что главное — чтобы рынку были понятны "правила и критерии отбора компаний, которые будут финансироваться государством".
Как делить будем?
Впрочем, большинство игроков рынка обеспокоены грядущими переменами, они считают, что подобное перераспределение финансирования наносит урон мелким и средним продюсерским компаниям, а крупным подобная консолидация активов на руку.
Главная претензия большинства продюсеров заключается в том, что, убирая равную для всех поддержку проектов, государство вводит нерыночные механизмы, которые приведут к сосредоточению огромных денег в руках одних компаний и появлению привилегированных игроков на рынке. А это, в свою очередь, нанесет непоправимый удар небольшим студиям, делающим ставку на авторское кино и молодых режиссеров, которые будут "сожраны" более крупными конкурентами, заинтересованным "в мозгах и идеях", которые генерируются именно в маленьких компаниях.
"Происходит подмена хорошей цели поддержки кино. Идея передавать все средства крупным компаниям — порочна. Сильные компании должны создаваться при помощи рыночных механизмов, и это произошло бы в ближайшие года два, при помощи естественного укрупнения и консолидации. А если просто накачать компании деньгами, то получится колосс на глиняных ногах", — пояснил РИА Новости Сергей Члиянц, генеральный продюсер кинокомпании "Пигмалион Продакшн", делающий ставку на молодое кино.
Впрочем, Члиянц согласен, что за изменение прежней, "не слишком эффективной системы господдержки кино, надо давно было взяться ".
Режиссер Алексей Герман-младший, получивший "Серебряного льва" за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале, также считает, что солидные финансовые госвливания "избранным компаниям" — механизм нерыночный.
"Есть опасность, что ряд компаний получит серьезные преференции. Маленькие компании не выплывут, а большие не смогут все держать на должном уровне", — сказал он РИА Новости.
По его словам, "почти все успешные фестивальные картины последнего времени делают маленькие компании". "Благодаря этим фильмам наблюдается сегодня колоссальный взлет молодого российского кино. Но любая маленькая компания существует по другим законам, чем большая. В маленьких компаниях все по-другому устроено, там атмосфера другая. Посадите Пикассо в цех — что получится? Мировая культурная среда — это всегда борьба за влияние, за идентичность государства. Мы знаем Италию 20 века из-за Феллини или Антониони. Нам что не нужна культура?" — сказал Герман-младший.