Кино вступило на спорную территорию

12 сентября в Анапе открылся XVII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии "Киношок". Организаторы решили не торопить события и не выделять из состава СНГ недавно заявившую о выходе из содружества Грузию. Тем более, что жюри полнометражного конкурса возглавляет кинодраматург и режиссер Резо Габриадзе. О программе фестиваля рассказывает МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ.

Августовская война неожиданным образом переставила многие киноакценты. Так, только что вышедший в прокат фильм Алексея Учителя "Пленный", благодаря игре дебютанта Ираклия Мсхалаиа, уже воспринимается как фильм о грузинской, а не о чеченской войне. А включенный в анапский конкурс фильм Сосо и Бадри Джчвачлиани "Сваны", хоть и повествует о древней традиции кровной мести, пестуемой старейшей христианской общиной Грузии, звучит предельно актуально на фоне массового исхода сванов из Кодорского ущелья, занятого российско-абхазскими силами.

Казахское кино по-прежнему склонно к камерному лиризму: за него в конкурсе отвечают "Вдвоем с отцом" Данияра Саламата и "Светлая прохлада" Эрнеста Абдыжапаров. Балтийское кино — к холодноватой экзистенциальности. Одним из главных событий конкурса грозится стать "Осенний бал" (Sugisball) эстонца Вейко Ыунпуу. В соответствии с мировой модой на мозаичные сценарии, в спальном районе Таллина пересекаются судьбы шестерых жертв одиночества, среди которых вуайер, парикмахер, обвиненный в педофилии, и мать-одиночка, круглыми сутками смотрящая телевизор, поскольку она не верит людям. А в программе "хитов нового времени" привлекает внимание образец нового исторического кино, воплощающего ранее табуированные мифы национальной истории. "Защитники Риги" (Rigas Sargi) Айгарса Грауба — киноповесть об обороне латвийской столицы в 1919 году от отрядов немецкого "фрайкора" под командованием русского генерала Павла Бермонта.

В этом году "Киношок" решился на эксперимент, ориентированный на практику Каннского фестиваля: оставить в программе "белые пятна", пообещав некие фильмы-сюрпризы. Как выяснил корреспондент "Ъ", главным сюрпризом станет фильм азербайджанца Шамиля Наджафзаде "Крепость". В этой притче чувствуются мотивы и "Пустыни Тартари" Дино Буццати, и мифа о том, что кино — штука, способная, при определенных обстоятельствах, впустить в реальность древних демонов. Что и происходит в фильме, когда герои затевают съемки в старинной крепости, некогда служившей форпостом на границе двух цивилизаций, в которых угадываются ислам и христианство.

Еще одна особенность "Киношока", радикально отличающая его и от Сочинского фестиваля, и от выборгского "Окна в Европу", — желание расширить "территорию кино", объединив в одном пространстве нормальное, студийное кино с фильмами, которые в годы перестройки именовались "параллельными", а теперь оказались вроде бы как и совсем безымянными. Фильмы, которые снимают художники, музыканты или просто принципиальные противники киношного истеблишмента. Фильмы, снятые "без пленки", как называется отдельный анапский конкурс, то есть на видео.

В предыдущие годы на "Киношоке" уже показывали ретроспективу рок-клипов "От Хвоста до Шнура", интеллектуальный трэш "Моцарт" самого радикального российского режиссера Светланы Басковой. В этом году в программе фильм Андрея Кагадеева и Николая Копейкина "Фантомас снимает маску". Участники знаменитой группы "НОМ" реализовали мечту мальчишек 1970-х годов, свято веривших, что, помимо трех фильмов о Фантомасе, которые показывали в СССР, существует засекреченный четвертый, и в нем, наконец выясняется, кто скрывался под зеленой образиной. А в программе "Границы шока" — фильм петербургских художниц Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли) и Ольги Егоровой (Цапли) "Три матери и хор": хор, последовательно излагающий то одну, то другую распространенную в обществе точку зрения на положение женщин в России, комментирует монологи трех молодых матерей.



Сайт управляется системой uCoz