"Винзавод" обвиняют в порнографии
Межрегиональное общественное движение "Народный собор" обратилось к прокурору Москвы с просьбой провести прокурорскую проверку в связи с выставкой "Яблоки падают одновременно в разных садах", проходившей в июле в центре современного искусства "Винзавод". Организаторам выставки пытаются инкриминировать порнографию.
"Целый ряд демонстрировавшихся на выставке экспонатов является откровенно порнографической продукцией",- утверждает руководитель Московской региональной организации межрегионального общественного движения "Народный собор" Александр Лапин. И просит прокурора города Москвы взять расследование данного дела под личный контроль "в связи с особой дерзостью совершенной устроителями выставки "Яблоки падают одновременно в разных садах" хулиганской выходки". "Мы добиваемся, чтобы там демонстрировались действительно произведения искусства, а не орудия преступления, при помощи которых разжигается межнациональная и межрелигиозная вражда, оскорбляются общепризнанные нормы морали и нравственности",- заявил "Ъ" господин Лапин.
Выставка "Яблоки падают одновременно в разных садах" проходила в рамках первой московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" (см. "Ъ" от 7 июля). Куратор Анна Зайцева придумала для этого проекта необычную концепцию: молодых и неизвестных художников представляли корифеи московской художественной сцены, каждый из которых разрабатывал проект вместе с несколькими своими подшефными. Так что темой выставки было взаимоотношение поколений, а вовсе не полов, и нужно было сильно постараться, чтобы отыскать на этой вдумчивой и обширной экспозиции крамолу. В качестве образчиков порнографической продукции Александр Лапин в своем заявлении упоминает "телевизионные экраны, на которых демонстрировались откровенно порнографические сцены", а также "некое сооружение в виде воткнутого в женский половой орган пылесоса".
Судя по этим описаниям, речь идет о произведениях художников Инны Левинсон, Ивара Гравлейса и Петры Пятилеты, представивших проект "Новое эротическое искусство". Как и следует из названия, представленные в нем произведения, конечно же, трудно назвать пуританскими. Но и под определение порнографии, приводимое, например, Большим юридическим словарем, они вряд ли подходят. Признать "детальным и открыто натуралистическим изображением или описанием полового акта" компьютерную анимацию господина Гравлейса с парящими в звездных небесах крошечными кружками с едва различимыми изображениями половых органов, напоминающих, скорее, какие-то планеты или окаменелости, решительно невозможно. И даже вполне себе натуралистический муляж нижней части женского туловища с присоединенным к нему пылесосом, выставленный Инной Левинсон, вряд способен вызвать у зрителя сексуальное возбуждение — в соответствии со многими словарными определениями порнографии.
Как и многие современные художники, обращающиеся к откровенным образам, авторы "Нового эротического искусства" озабочены не столько сексом, сколько вопросами искусствознания, и обвинять их стоит не в вульгарности, но во вторичности. Та же инсталляция Инны Левинсон выглядит неловким феминистским парафразом знаменитого полотна основоположника реализма Гюстава Курбе "Происхождение мира", живописующего женское лоно куда более натуралистическим образом. А видео Ивара Гравлейса выглядит просто-таки плагиатом давней видеоинсталляции Гии Ригвавы "Звезды и попы".
Конечно, руководитель "Народного собора" господин Лапин может и не знать произведений, к которым отсылали работы молодых участников проекта. Но зато ему, несомненно, знакомо имя художника, взявшего над ними шефство,- Авдея Тер-Оганьяна. Именно с возбуждения уголовного дела по поводу его перформанса "Юный безбожник" в 1998 году и начался крестовый поход православной общественности против современного искусства, за которым последовали громкие скандалы и судебные тяжбы вокруг выставки "Осторожно, религия!" в Музее имени Сахарова и состоявшейся там же выставки "Запретное искусство".
Иск против организаторов последнего проекта — директора Сахаровского центра Юрия Самодурова и куратора Андрея Ерофеева был подан все тем же "Народным собором". На "Винзавод" его руководитель Александр Лапин с соратниками ходит, судя по всему, отнюдь не только из бескорыстного интереса к художественным выставкам. За месяц с лишним до того, как посетить биеннале молодого искусства, представители "Народного собора" приходили в расположенную на "Винзаводе" Айдан-галерею на пресс-конференцию Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова по поводу судебного процесса вокруг "Запретного искусства", после чего стали проявлять пристальный интерес ко всему происходящему на этой арт-площадке.
"Народный собор" уже собирался подавать иск по поводу приуроченной к пресс-конференции Андрея Ерофеева однодневной выставке-акции группы "Война", оформившей пространство галереи фотографиями православных активистов и их сторонников с нецензурными подписями, позаимствованными из комментов пользователей ЖЖ на содержание патриотических сайтов. А заодно занялись поисками крамолы и в прочих выставках расположившихся на "Винзаводе" галерей и выставочных залов. Помимо злополучных произведений подопечных Авдея Тер-Оганьяна обвинений в порнографии удостоилась и далекая от экстремального актуального искусства галерея "Проун" с выставкой "Интим предлагать!", на которой была представлена французская эротическая фотография XIX века и посвященные тем же сюжетам картины художника Парижской школы Жюля Паскина.
Одной из претензий, высказанных в иске, было и то, что "на входе в выставочный зал отсутствовали какие-либо ограничения по возрасту, а Центр современного искусства посещают семьи с несовершеннолетними детьми". Точно такие же претензии можно в таком случае предъявить и большинству художественных музеев, в коллекции которых всегда найдется пара-тройка ню, но нигде нет табличек "Детям до 16".
"Мы надеемся, что дело дойдет до суда, который даст правовую оценку, происшедшему факту вакханалии,- заявил "Ъ" сопредседатель межрегионального общественного движения "Народный собор" Олег Кассин.- Нельзя, прикрываясь культурой, пропагандировать откровенную порнографию". Представители "Винзавода" комментировать иск "Народного собора" отказываются и говорят, что не будут делать никаких высказываний, пока не получат иной, более официальной информации.