Последняя звезда немого кино
В Лос-Анджелесе на 99-м году жизни умерла Анита Пейдж, старейшая голливудская актриса. Пережив звездный час в эпоху перехода от немого к звуковому кино, она только что сыграла свою последнюю роль в фильме Эрика Свелстада "Восставший Франкенштейн" (Frankenstein Rising). Ушел из жизни последний участник самой первой оскаровской церемонии.
Карьера подвижной миниатюрной блондинки, дочери секретарши и шофера, и началась, и закончилась стремительно. Впервые оказавшись на съемочной площадке в 15 лет, она уже в 1928-м году сыграла главную роль в фильме Сэма Вуда "Рассказывая о мире" (Telling the World), одной из модных в те годы поделок об азартном репортере, личной жизни которого мешает работа. Через год обрела статус звезды, благодаря знаменитому мюзиклу Хэрри Бомона "Бродвейская мелодия" (The Broadway Melody, 1929), признанному киноакадемией лучшим фильмом года.
Но в 1933-м году студия MGM без объяснения причин расторгла контракт с актрисой, успевшей сняться в трех десятках фильмов. Это было тем более невероятно, что переход от немого кино к звуковому дался ей, в отличие от многих коллег, безболезненно. Она получала в неделю до десяти тысяч писем от обожателей: больше писем присылали только Грете Гарбо. Посланиями с предложением руки и сердца ее бомбардировал итальянский поклонник по имени Бенито Муссолини. Только в 1994-м году Пейдж рассказала в интервью, что ее репрессировали за отказ стать наложницей великих продюсеров Ирвинга Тальберга и Луиса Б. Майера. Личная жизнь ее, кстати, тогда же летела под откос. Вступив в первый брак, она так и не жила с мужем, отказавшимся от католического венчания, а потом вообще оказавшимся многоженцем. Второй брак был счастливым: Пейдж уехала с мужем в провинцию, навсегда, казалось бы, уйдя из кино.
В ее фильмографии — громкие режиссерские имена: Кларенс Браун, Мервин Лерой, Арчи Майо, Вуди Ван Дайк. Она играла с "человеком с тысячью лиц", специализировавшимся на ролях монстров Лолом Чейни в криминальном фильме Джека Конвея "Пока город спит" (While the City Sleeps, 1928) и обожаемым ею красавчиком Рамоном Новарро в "Летающем флоте" (The Flying Fleet, 1929) Джорджа Хилла. Но чаще всего ее вспоминают как экранную партнершу Джоан Кроуфорд и Бастера Китона. С Кроуфорд она снялась в трех фильмах в амплуа "лучшей подруги главной героини". Дружба неизменно заканчивалась утрированно мелодраматично. В "Наших танцующих дочерях" (Our Dancing Daughters, 1928) Бомона хищная Энн уводила у главной героини любимого, но, ко всеобщему удовольствию, погибала, свалившись пьяной с лестницы. В "Наших современных девушках" (Our Modern Maidens, 1929) Джека Конвея беременела от жениха подруги, стоило той на время упустить его из виду. А в "Наших застенчивых невестах" (Our Blushing Brides, 1930) кончала с собой от несчастной любви, не успев никому навредить.
С великим Китоном она снималась в "Свободном и доступном" (Free and Easy, 1930) Эдварда Сэджвика и "Тротуарах Нью-Йорка" (Sidewalks of New York, 1931) Зайона Майерса и Джуля Уайта. Но в отличие от нее, "человек, который никогда не улыбался", не смог приспособиться к звуковой эре. Это были уже одни из последних, недостойных его комического гения фильмов Китона. А потом, после шестидесятилетнего перерыва, случилось невероятное: Анита Пейдж вернулась на экран. Наверное, она все эти годы скучала по кино: недаром же так любила пересматривать свои старые фильмы. Начиная с 1986 года, ее имя появляется в титрах дешевых фильмов ужасов, где требовались актрисы на амплуа зловещих ведьм, вроде "Ползучего мозга" (The Crawling Brain, 2002) некоего Рона Форда. Возможно, они напоминали ей простодушные фильмы той эпохи, когда она играла начинающих бродвейских танцовщиц и девушек трудной судьбы.