Дворцовую площадь завели в тупик
Марк Рудинштейн не может договориться с Михаилом Пиотровским
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский обратился к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, вице-губернатору Сергею Тарасову и председателю городского комитета по культуре Никите Бурову с открытым письмом "в связи с дискуссией вокруг использования Дворцовой площади". Письмо вызвано намерением кинобизнесмена Марка Рудинштейна провести в июле 2006 года на Дворцовой площади международный кинофестиваль "Золотой ангел".
Письмо Михаила Пиотровского — залп тяжелой артиллерии, который рано или поздно, но непременно должен был прозвучать после того, как в августе правительство Петербурга приняло постановление о проведении кинофестиваля на Дворцовой. Массовые акции на площади, такие, как концерт сэра Пола Маккартни 20 июня 2004 года или Джо Кокера 15 сентября 2005 года,- головная боль музея. К концерту Пола Маккартни, по словам господина Пиотровского, Эрмитаж готовился, "словно к наводнению". Но при строгом соблюдении требований по поводу уровня и направления шума, безопасности, а в случае с концертом Джо Кокера и обязательного страхования музея от возможного ущерба Эрмитаж был готов позволить "изуродовать" площадь на один день. Другое дело — длящийся с 18 по 31 июля, в разгар туристского сезона, ежегодный кинофестиваль, для которого на площади должны быть собраны шесть кинозалов, амфитеатр на 1700 мест, ресторан, кафе, раскинуты шатры для фестивалей "Послание к человеку" и "Виват кино России!", которые господин Рудинштейн намерен вовлечь в орбиту "Золотого ангела".
Однако открытое письмо отнюдь не категорично по тону. Господин Пиотровский выразил удивление Эрмитажа "тоном и стилем полемики о сооружении кинофестивальных павильонов на Дворцовой площади", отметил несоответствие духу города "терминологии типа 'фестиваль класса люкс'" и выразил опасение, что "из-за наших ошибок город может потерять свою привлекательность и для гостей, и для жителей". Директор Эрмитажа предложил провести совместную пресс-конференцию представителей городских властей, культурной общественности и авторов фестивального проекта. Некоторую иронию можно усмотреть только в заключительной фразе: "Это даст мне также возможность познакомиться с М. Г. Рудинштейном".
Сдержанность господина Пиотровского особенно ощутима в сравнении с открытым письмом, направленным Валентине Матвиенко 21 сентября Александром Сокуровым. Знаменитый кинорежиссер предложил объявить мораторий на все мероприятия на Дворцовой вплоть до принятия "Закона о Дворцовой площади", закрепляющего ее неприкосновенность, и пришел к апокалиптическим выводам: "Агрессивная борьба вокруг Дворцовой площади может окончиться и кровью. Уверен, что возможно и убийство М. Б. Пиотровского как главного препятствия на пути коммерсантов и бандитов в их овладении пространством Дворцовой". Господин Сокуров выдвинул и конкретное предложение: создать где-нибудь "Народную площадь" специально для проведения массовых мероприятий.
Господин Рудинштейн, узнав о письме директора Эрмитажа от корреспондента Ъ, прокомментировал его так: "В течение двух месяцев я безуспешно пытаюсь встретиться с господином Пиотровским. Уверен, что после нашей встречи все встанет на свои места. Я никогда не произносил слов 'фестиваль класса люкс, даже 'фестиваль класса А' не говорил. Его обманывают, когда говорят, что я собираюсь что-то строить на Дворцовой. Как Маккартни собирали сцену, так и фестивальный городок соберут. Проект будет готов в конце октября. Только после его обсуждения и полного согласования с Эрмитажем он будет утвержден. И самым главным мнением для нас будет мнение Михаила Пиотровского. По его первому зову, хоть через два часа, я готов примчаться к нему. В архивах мэрии за 1996 год есть согласованное, за его подписью, решение о проведении кинофестиваля на Дворцовой. Но за десять лет это могло и забыться".