Интервью с программным директором "Евразии"
Алматинский корреспондент "Евр@зии" Зейнет Турарбеккызы в преддверии открытия V МКФ "Евразия" беседует с программным директором киносмотра, киноведом Гульнарой Абикеевой.
Зейнет Турарбеккызы: В этом году основной фокус внимания фестиваля направлен на Центральную Азию. В этом ли заключается основная новация нынешнего фестиваля?
Гульнара Абикеева: Да, безусловно! Изменение формата это очень большая заявка на будущее. Поначалу было много дебатов, сомнений в правильности данного решения. Но сейчас, когда мы уже почти три месяца плотно работаем по новой концепции, стало очевидно, то, что мы на правильном пути. Казахстан — лидирующая в сфере кинематографа страна в Центральной Азии, которая может предоставить стартовую площадку не только для своего, но и для всего регионального кино. Идея изменения формата поддерживается зарубежными коллегами. Вопрос заключается в том, насколько она поддерживается изнутри? Готов ли наш зритель в кинотеатрах, на DVD смотреть узбекские, кыргызские, таджикские фильмы? Готов. Об этом говорит пиратский рынок, на котором с удовольствием раскупают так называемые "народные фильмы" — казахстанские, узбекские. А готовы ли наши прокатчики открыть двери кинотеатров для регионального кино? Вот этому вопросу и будет посвящен один из круглых столов кинофестиваля "Евразия".
В предыдущие годы делать фестиваль было намного легче. Мы брали известные картины, которые уже светились на фестивалях в Берлине, Каннах, Пусане... и предлагали авторам участвовать и в нашей конкурсной программе, таким образом, у нас была стопроцентная гарантия успеха международного конкурса, поэтому он и был достаточно сильным. Сейчас мы пытаемся показать, что центрально-азиатские картины не хуже тех фильмов, уже признанных в мировой киноарене. С другой стороны, внимание, сфокусированное на Центральной Азии, — признак самодостаточности. Мы такие, какие мы и есть, вот такое наше кино, и оно достойно быть показанным на нашем кинофестивале. Более того, хорошо, что мы показываем сегодняшнее состояние, потому что завтра, когда оно будет еще сильнее, еще интереснее, можно будет с уверенностью сказать: а мы знали, что подъем и успех — еще впереди. Мы хотим, чтобы люди мирового киносообщества приехали к нам в Казахстан и увидели это кино! Со всеми ошибками роста, с наивностью, но и с колоссальным потенциалом! Не случайно то, что инициатором нового формата "Евразии" стала Сарсенова Гульнара Булатовна — новый генеральный директор фестиваля, потому что ее успех как продюсера — номинация "Монгола" на "Оскара" и главный приз "Тюльпана" в "Особом взгляде" Канн можно назвать по-настоящему серьезным. Этой осенью ей в Пусане будет вручено звание "Человек Азиатского кино года". Такое же звание присваивали Ким Ки-Дуку, Эрику Куу и другим выдающимся азиатским режиссерам. Кстати говоря, она — первая женщина в Азии, удостаивающая этого звания.
Каждый день фестиваля будет посвящен центрально азиатской стране. Например, 9 сентября — День независимости Таджикистана. В этот день мы хотим показать таджикские фильмы, поздравить всю таджикскую делегацию, будет звучать таджикская национальная музыка, демонстрироваться костюмы, раздаваться еда... И они будут героями дня. Так, отдельный день, и особенно ПРОКК — профессиональный клуб кинематографистов будет посвящен кино Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, а 12 сентября — День национального казахского кино.
Это всего лишь пятый фестиваль, мы еще будем расти, мы будем добиваться больших успехов, но мы должны это делать в региональном единстве. Потому что мы не Европа, Азия, Балканы или Скандинавия. Мы — Центральная Азия! Ощутить это единство, и представить миру наш кинематограф — большая задача фестиваля.
З.Т.: В дальнейшем фестиваль будет придерживаться данного формата?
Г. А.: Я думаю да. В этом году у нас два центрально-азиатский конкурса — полного и короткого метра. Таким образом, мы хотим показать не только сегодняшний день нашего кино, но и перспективы той или иной страны. Лично для меня, короткометражные фильмы — это клокочущий нерв кинематографа. Это — завтрашний день, это те авторы, которыми мы будем гордиться уже через 5-7 лет. Мы надеемся, что "Евразия" будет способствовать продвижению молодых, так как кино — искусство молодых! Мы не хотим, чтобы, то молодое поколение, которое учится в Казахстанской Академии Искусств им. Т. Жургенова прокисло в ожидании своего дебюта, как это произошло с предыдущим поколением. Нам нужно показать, что молодежь оригинально мыслит и владеет профессией и готова снимать полнометражное кино уже сейчас.
З.Т.: Гульнара Ойратовна, какая из стран Центральной Азии проявила большее желание участвовать в фестивале?
Г.А. : Мы чувствуем поддержку и внимание от каждой страны. Но возникла небольшая проблема с туркменской делегацией. Это, конечно, очень досадно, но мы надеемся, что все это уладится.
Если в предыдущие годы мы запрашивали три-четыре картины и из них отбирали одну лучшую, то в этом году мы поставили перед собой задачу максимально полно представить кинематограф каждой страны. Нам нужен весь спектр производимых фильмов. В этом плане с Кыргызстаном не возникало особых проблем. Так как мы всегда с ними в контакте, знаем, что у них снимается, сколько фильмов производиться в год. С Узбекистаном контакт был фрагментарный, поэтому поступала лишь какая-та часть кинопродукции. В этом году мы направили нашего программного директора Диану Ашимову в Узбекистан. Приехав туда, она была страшно удивлена. Выяснилось, что кроме "Узбекфильма" там существует штук двадцать независимых студий, где ежегодно снимается по 2-3 картины. Существует система узбекских кинозвезд, хорошо технически оборудованные независимые студии. Ну, а независимые продюсеры были рады, что мы наконец-то прислали своего отборщика в Узбекистан. На самом деле, в Узбекистане развивается мощный кинопроцесс. Они снимают жанровое, развлекательное, и в тоже время профессиональное кино. 99% узбекского кино нацелено на широкую публику, и в этом плане Узбекистан нас опередил, они завоевали своего зрителя. А далее все пойдет согласно закону диалектики: количество перейдет в качество. Безусловно, уже завтра там будет большой скачок в кинематографе. Ну, а феномен узбекского кино, который открыла для себя наша отборочная комиссия, думаю, удивит всех.
З. Т. : Отборочная комиссия закончила свою работу, и уже известны фильмы конкурсной программы. Скажите, пожалуйста, по каким критериям отбирались фильмы?
Г. А.: На самом деле, существует всего лишь два критерия. Это владение кинематографическим ремеслом и оригинальность идеи. Например, "Неизвестный маршрут" Тимура Бирназарова из Кыргызстана, казалось бы, — простая локальная история. Люди, приехав из села в город, вечером возвращаются на маршрутке к себе в поселок. Дорога из-за дождя и тумана затягивается. В этой паузе выплывают социальные проблемы общества, а водитель автобуса вырастает до образа главы страны. Первый водитель автобуса сбегает, и это как бы отсылка к прежнему президенту, Акаеву. Приходит другой... Интересно то, что авторы фильма не просто снимают историю, но и пытаются в ней представить образ страны.
З. Т.: Что вы можете сказать по поводу казахских картин?
Г. А. : Если узбекские картины больше тяготеют к зрительскому кино, то наши фильмы, в основном, арт-хаусного плана. Например, "Прощай, Гульсары!" Ардака Амиркулова. Новая экранизация Ч.Айтматова, известная история, вроде бы все понятно. Но прошло 16 лет с момента установления независимости, и вдруг в этой картине совершенно по-новому, объемно начинает звучать оценка эпохи тоталитаризма. Мы видели это в российском кино, но в казахском такого еще не было. Хлысты истории тоталитаризма, смерть и предательство очень сильно переданы в картине.
"В городе "А" — фильме, состоящем из пяти новелл, есть очень интересная попытка молодых режиссеров рассказать о своем поколении и о городе, в котором мы все живем. Мне очень нравится современная стилистика фильма и некий иронический дух авторов. Особенно новелла "Увертюра" Ерлана Нурмухамбетова — в ней столько юмора и правды, что думаю, все актеры, да и не только актеры, согласятся с тем, что в этом маленьком фильме отражен некий дух нашей суетливой жизни с желанием повсюду успеть. "Жил певчий дрозд" в казахском варианте и на новом витке времени.
Но если говорить о моих собственных пристрастиях, то конечно из казахских конкурсных картин я особо выделяю фильм "Вдвоем с отцом" Данияра Саламата. По-моему, это не просто хорошая картина, а открытие нового имени. В этом фильме есть нечто такое, чего не было в фильмах казахской "новой волны". Здесь присутствует дух и ментальность казахского народа, взгляд изнутри. Герои фильма Данияра Саламата не стыдятся быть простыми казахами: со слабостями, с семейными и финансовыми проблемами. Это не та золотая прослойка общества, которая ездит на джипах. Героям этого фильма иногда не хватает денег на элементарный проезд в общественном транспорте. Но кто сказал, что отцы, имеющие загородные дома и роскошную машину, лучше тех, кто преподает в школах или торгует на базарах? Может, как раз и наоборот. Когда смотришь эту картину, ты вместе с героем-мальчишкой ощущаешь маленькое счастье от того, что у него есть отец. Что, в конце концов, лучше быть вдвоем с отцом, чем без него. Мне кажется, что самосознание народа начинается именно с этого — признания себя таким, какой ты есть. И с умения любить себя и свой народ таким, какой он есть. Хорошо, что нашелся такой режиссер, который без стыда и заигрывания говорит о современном обществе. На мой взгляд, произошло открытие нового имени в казахском кино, я бы сказала, что родился второй Серик Апрымов!