Война клонов
Фильмов остается ровно столько, сколько было, а фестивалей, похоже, станет значительно больше. Сегодня каждый хоть сколько-нибудь зажиточный город или даже деревня могут себе позволить финансировать доставку нескольких фильмов из заморских стран, приезд их создателей и гордо назвать это международным кинофестивалем. В списке из полутысячи фестивалей, которые должны состояться в будущем году, газета Variety приводит, например, такие: Международный женский кинофестиваль безумных кошек, Плавающий кинофестиваль и Международный фестиваль дикой жизни.
Все эти локальные радости никак не влияют на самочувствие лидеров фестивального движения, а их насчитывается в мире около десяти. Согласно опросу экспертов, 19 из 100 называют первым в этой области Каннский фестиваль, 16 отдают предпочтение Берлину и 15 — Торонто. Далее идут Венеция (13), Санденс (11) и Сан-Себастьян (6). По 3 голоса из 100 получают Роттердам, Пусан и Теллураид, 2 — Локарно и 9 — все остальные фестивали вместе взятые. Самый большой стаж — более полувека — насчитывает конкуренция между Канном и Венецией. Характерный штрих: два года подряд в Венеции побеждают фильмы, отвергнутые Каннским фестивалем — в прошлом году это была "Вера Дрейк" Майка Ли, в этом — "Горбатая гора" Энга Ли. Некоторые эксперты считают, что каннские отборщики ослабляют свои позиции, отказываясь от лучших картин, которые в результате попадают в более смелую венецианскую селекцию и в ней выигрывают. Но у Венеции свои проблемы — о них сигнализирует приведенный выше рейтинг, из которого видно, что не только Берлин, но и Торонто теснят с передовых позиций гранд-даму фестивального движения (так не без иронии называют венецианскую Мостру).
В этом году в Венеции царил почти идеальный порядок, а организация была сравнима с немецкой. Но именно тогда, когда директор Марко Мюллер сумел справиться с застарелой венецианской бациллой хаоса, над фестивалем нависла угроза с совсем неожиданной стороны. Объявлено о создании нового фестиваля в Риме. Римский бюджет, собранный из частных источников, — 7 млн. евро — близок к венецианскому, но Рим несравнимо дешевле Венеции и, в отличие от нее, располагает современным фестивальным комплексом. Хотя официально обе стороны говорят, что у них разные концепции и они не конкуренты, миролюбие наверняка будет опровергнуто, как только начнутся переговоры с продюсерами и те станут выбирать между Венецией (сентябрь 2006 года) и Римом (октябрь 2006 года).
Венецианский фестиваль проходит под эгидой правого правительства Берлускони, а за римским проектом стоят левые силы во главе с мэром Вечного города Вальтером Вельтрони. Чего у них нет, так это директора-профессионала масштаба Марко Мюллера. Старый боец фестивального фронта, он, конечно, так просто не уступит поле боя и уже поставил ультиматум властям: если на Лидо к следующему году не начнут строить новый фестивальный дворец и не финансируют организацию кинорынка, Мюллер снимает с себя полномочия. Но на это дело потребуется ни много ни мало 122 млн. долларов. Надеется создать свой кинорынок и Рим. В обоих случаях финансовая надежда на итальянское правительство, ведь Италия фактически потеряла крупнейший миланский кинорынок Mifed, после того как американцы на это же самое осеннее время сдвинули American Film Market в Лос-Анджелесе.
Другой экспериментальной площадкой для клонирования фестивалей стала Канада. Старожилы помнят бои, которые разгорались еще лет 15-20 назад между фестивалями в Монреале (август) и Торонто (сентябрь). Сегодня очевидно, что победил последний — причем самое интересное, что он обошелся как без официального конкурса, так и без формального кинорынка. В Торонто действует рынок неформальный, который вырос из небольшого поначалу Industry Office. Там настолько высока интенсивность деловых контактов, что в Торонто, как бабочки на огонь, слетаются все деловые люди современного киномира, рассматривая этот фестиваль как главное событие осени, а проходящую перед ним Венецию — всего лишь как каникулы-разминку в живописном месте. В этом году в Торонто собралось около 1 тыс. продавцов и покупателей фильмов — на 40% больше, чем в прошлом. Их привлекает возможность смотреть фильмы не с "бандой европейских кинокритиков", как в Венеции, а с реальной торонтской публикой, проверяя по ее реакции возможности продвижения фильма на американский рынок. Фестиваль стал чемпионом и по числу мировых премьер: их в этом году состоялось 109, а всего было показано 335 фильмов — больше, нежели в Канне.
А на ослабленный Монреальский фестиваль фильмов мира наехал еще один опасный враг — только что созданный Новый монреальский кинофестиваль. Такого еще не было, чтобы в одном, пусть даже крупном, городе два фестиваля боролись за право выступать в мировой высшей лиге. Обоими руководят ветераны — Серж Лозик и Мориц де Хаделн. За первым стоят врожденный авантюризм и давние укорененные связи, за вторым — помимо опыта симпатии главных спонсоров Telefilm Canada и Sodec, недовольных политикой Лозика, и компания Spectra, которая организует в Монреале один из крупнейших в мире фестивалей джаза.
И вот оба монреальских фестиваля состоялись — один в конце августа, другой в конце сентября. Оба сталкиваются с колоссальными трудностями в формировании программы и привлечении больших имен. У Лозика жюри возглавил Тео Ангелопусос, у де Хаделна — Клод Лелуш, оба — свадебные генералы. Были на обоих фестивалях и российские фильмы: на первом — "Парниковый эффект" Валерия Ахадова, на втором — "Полумгла" Артема Антонова, который завоевал приз. Однако гораздо большее значение для судьбы любой картины имеет успех в Торонто.
Процесс клонирования идет и в России. Гордое одиночество Московского фестиваля на шестой части мира грозит нарушить планируемый на будущий год фестиваль в Петербурге с самыми высокими амбициями (надувные кинотеатры в районе Дворцовой площади и суперпрограмма мировых премьер). Первый (июнь 2006 года) возглавляет Никита Михалков, второй (июль 2006 года) — Андрей Кончаловский и Марк Рудинштейн, питерский проект московских варягов активно поддерживает Валентина Матвиенко.
Приведет ли это к российской войне клонов, мы вскоре узнаем. Пока что трудно представить, чтобы в России, равно как и в Канаде, образовались два фестиваля класса A и Международная федерация кинопродюсеров их оба утвердила в этом качестве. Однако мир меняется и не все в нем подчинено формальной логике. Пока что новообразованный фестиваль выясняет свои отношения с уже существующими в Петербурге "Посланием к человеку" и Фестивалем фестивалей (по странному стечению обстоятельств они проходят почти в то же самое время). Если новый фестиваль возникнет (а Марк Рудинштейн в этом не сомневается), это может заинтересовать иностранцев, любящих красоты Петербурга, но вряд ли обеспечит достаточное количество качественных мировых премьер. А первым следствием станет нарастание конкурентной борьбы за российские фильмы (ради которых иностранные гости и едут в Россию) между Москвой, Петербургом и Сочи.