"Ахиллес и черепаха" на Мостре-2008
Трилогия Такеши Китано, при помощи которой он переосмысливал собственную карьеру, свои взаимоотношения с киноиндустрией и самим кино, в заключительной части оказалась менее зацикленной на личности режиссера, чем два предыдущих фильма.
Однако так кажется только в начале "Ахиллеса и черепахи", затем же все возвращается на круги своя и движется по тому же образцу, что сводил и "Такешиз", и "Банзай, режиссёр!" к сомнительному удовольствию для ограниченного круга ценителей. Впрочем, фестивали и дистрибьюторы артхаусных картин вряд ли оставят этот фильм без внимания, но стоит сказать, что и эта картина очень далека от той могущественной комбинации поэзии и насилия, на которой была построена международная репутация Китано.
После вынесения на всеобщее обозрения своих внутренних конфликтов в первой части трилогии и размышлений над тем, в каком жанре ему следует работать — во второй, Китано в "Ахиллесе и черепахе" пытается разобраться с тем, что он представляет собой как художник, какое отношение он вообще имеет к искусству. Несмотря на красочную симфонию цветов, которую он выплескивает на экран, и несколько зловещее чувство юмора, которым он наделяет персонажей, его теории о том, каково быть художником выглядят недостаточно исчерпывающими, а от формы, в которую он облекает свои размышления, порой чересчур попахивает эгоизмом.
Мачису Курамочи (Рео Йошиока) играет не обделенного талантом к рисованию испорченного ребенка богатых родителей, коллекционеров произведений искусства. Когда его родители-миллионеры совершают самоубийство, дядя Курамочи отдает мальчика в приют для сирот. Затем зритель видит уже выросшего Мачизу (теперь его играет Юрей Янаги), который поступает в художественную школу. Юноша знакомится с современным искусством и впадает в смятение: он понимает, что нет необходимости рисовать то, что видишь, но не имеет понятия о том, что в таком случае следует изображать на картинах.
В серии пародий на знаменитые произведения современного искусства Мачису и его друзья пытаются воссоздать каждый модный тренд, о котором они когда-либо слыхали. Мачису встречает Сачико (Кумико Асо), девушку, которая решает, что он гений и всячески старается помочь ему. Она выходит за него замуж и пытается заработать деньги для того, чтобы он занимался только искусством и ничем более, посвящая каждую минуту своей жизни его творениям.
Однако, несмотря на усердный труд, Мачису не создает ничего такого, что бы приносило доход. Арт-дилеры отказываются брать его работы, но даже в старости Мачису (тут в его роли снялся сам Китано) продолжает штамповать фальшивых Уорхолов, Лихтенштейнов, Клее и Миро. Ничто не может его остановить, даже то, что его несовершеннолетняя дочь становится проституткой, а жена постоянно находится в отчаянии. Искусство, как он его понимает, выше этих треволнений.
Основная мысль этой картины Китано — искусство неуловимо, никто не знает, что это такое и как его можно оценить, в нем верховодит кучка пройдох, которые изобретают свои правила и используют невежество других. Оторванный от реальности, настоящий художник является, возможно, даже паразитом, ни о чем не заботящимся, кроме своего "призвания", чересчур наивным, чтобы использовать свой талант для собственного обогащения. К тому же им чересчур легко воспользоваться. В конце концов, процесс создания произведения искусства для него более важен, чем само произведения и уж тем более его не волнует признание и коммерческий успех.
Это теория имеет право на существование, к тому же она подкреплена превосходной операторской работой и впечатляющей коллекцией собственных рисунков Китано. Однако даже гладкая постановка, безупречная как всегда игра Китано и убийственный заряд иронии не могут преодолеть скуку, подчиняющую себе зрителя за то время, в процессе которого ему предоставляются доказательства теории.
По материалам ScreenDaily