Секс в большом горе
Уикенд на Венецианском фестивале был заполнен фильмами о фрустрированных женщинах, которых изображали самые сексуальные актрисы американского и европейского кино. Но лидером конкурса остался пожилой японский мужчина Такеши Китано. Из Венеции — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Своих поклонников нашла "Горящая равнина" Гильермо Арриаги — кинороман-пазл о хитросплетеньях судеб персонажей, разделенных временем и пространством. Сценарист "Вавилона" и других работ Алехандро Гонсалеса Иньярриту теперь сам дебютировал в кинорежиссуре и попытался сделать нечто отличное от работ коллеги. Никаких социальных мотивов, зато еще больше претензий на интеллектуализацию жанра мыльной оперы. Прекрасное звуковизуальное решение, выразительные пейзажи Орегона и Техаса. Бенефис Шарлиз Терон, героиня которой избывает чувство вины перед убитой матерью и брошенной дочерью, спя с каждым встречным и нанося себе раны камнем между ног. Мать, страдающую раком груди, играет Ким Бейсингер. Фильм можно смотреть даже с некоторым интересом, но таланта и энергии Иньярриту его сценарист на съемочной площадке не проявил.
Это, скорее всего, не помешает картине получить разного рода призы, а Шарлиз Терон, глядишь, поборется за второго "Оскара". Пускай: девушка хоть не Анна Маньяни, но красива, умна и очень старается. На вопрос, заданный на пресс-конференции, как она чувствует себя в двойной роли актрисы и сопродюсера картины, ответила, что постоянно ведет сама с собой финансовые переговоры и в итоге не слишком довольна своими доходами. Когда один из журналистов поинтересовался некоторыми интимными подробностями жизни Шарлиз и намекнул, что хотел бы познакомиться с ней поближе, она не стала изображать благородный гнев и только в шутку пригрозила, что ее бой-френд убьет любопытного. "Сколько ты, кстати, зарабатываешь",— спросила она. Журналист сказал, что пока немного, но зато уверен, что снимет фильм и получит "Оскара". "Oh, boy!" — со смехом воскликнула звезда.
В фильме "Виньян" Фабриса дю Вельца еще одна женская беда: у героини пропал ребенок во время цунами в Пхукете. Жанна не может смириться и убеждает себя и мужа Пола, будто их сын похищен бандитами наркотрафика. Одиссея через джунгли Таиланда и Бирмы в поисках пропавшего кончается плохо: толпа местных мальчишек расправляется с Полом, а в финале настает очередь Жанны, прекрасное тело которой подвергается поруганию. Во второй половине, по мере того как Жанна теряет остатки разума, происходит окончательный отрыв от реальности, а картина превращается в настоящий ghost movie — фильм о призраках. Ведь пресловутые мальчики — это ожившие жертвы цунами. Жанну играет Эмманюель Беар: эффектно вымазанная грязью и насквозь промокшая под тропическим ливнем, она имела бы шанс побороться за актерский приз, но эта страшная киносказка представлена вне конкурса.
А в конкурсе показали еще одну сказку — "Поньо на скале у моря" классика японской анимации Хаяо Миядзаки. Тут тоже есть пятилетний мальчик Сосуке, есть морская стихия, готовая стереть с лица земли все живое. Но есть также золотая рыбка Поньо, которая, встретив Сосуке, мечтает обрести человеческий облик и превратиться в девочку. Одним словом, доброе гуманистическое кино.
Не стал продолжать эксперименты последних лет и другой японский классик — Такеши Китано. Свою вычурную трилогию о деятелях искусства, в которой прочитывался сюжет внутреннего кризиса самого Китано, он завершил неожиданно традиционным фильмом "Ахиллес и черепаха". Это состоящий из трех частей (детство, молодость, старость) рассказ о художнике, который всю свою жизнь принес на алтарь искусства, но так и не стал, в отличие от автора фильма, признанным и знаменитым. Имитируя чужие стили — от Пикассо до Уорхола — он не нашел собственного. С великолепным юмором и в то же время горечью показано, как бедный художник буквально расплачивается за свое призвание жизнью. В конце концов он становится совершенным акционистом: бросается на несущиеся машины, пытается сжечь себя в огне и утопить под водой.
В итоге единственным верным ценителем его усилий оказывается жена художника, которого играет, разумеется, сам Китано, и он же создатель множества живописных полотен, демонстрируемых в фильме. По рейтингу прессы и публики "Ахиллес и черепаха" на сегодняшний день лидирует в конкурсе, превосходя вымученные драмы его конкурентов.