Смех в Венеции
65-й Венецианский фестиваль открылся большим скоплением звезд на Лидо и премьерой фильма Джоэла и Итана Коэнов "По прочтении сжечь". Из Венеции — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Гранд-дама фестивального движения — так в киномире называют Венецию — готовится к сеансу пластической хирургии. Старый Дворец кино, построенный еще во времена Муссолини, сохранит с косметическим обновлением старый фасад, но изнутри будет достроен принципиально новым комплексом зданий и начинен современным технологическим оборудованием: стройка развернется сразу по окончании фестиваля. Вот почему золотые львы, привычно разместившиеся вдоль фасада дворца, укутаны каким-то подобием марли — как объекты реконструкции в старой Венеции или художественных упаковок Кристо.
Один за другим в это здание по красному ковру вошли Мариса Паредес, Стефания Сандрелли, Клаудиа Шиффер, члены большого жюри Вим Вендерс, Валерия Голино, Юрий Арабов. А за ними — создатели фильма, показанного на открытии, включая голливудских суперзвезд Джорджа Клуни и Брэда Питта, братьев-режиссеров Коэнов, а также двух актрис — Тильду Суинтон и Фрэнсис Макдорманд, супругу Джоэла.
На сцену вышла Ксения Раппопорт в черном платье длиной в пол с маленькими рукавами-фонариками. Она была серьезна и, казалось поначалу, несколько напряжена. Что понятно: не так-то просто вести столь ответственную церемонию на чужом языке. Но первая же улыбка расположила зал в пользу ведущей (здесь хозяйку вечера называют madrina). Ксения очень естественно воскликнула: "Брэд!" — и вызвала на сцену Питта, вручив ему почетный Кубок Вольпи за актерский вклад и заработав поцелуй от суперстар. Российская актриса с ее нестандартной красотой смотрелась гораздо выразительнее итальянских ведущих, на прошлых церемониях смешивших публику напускной раскованностью.
Одним из главных героев вечера стал готовящийся отметить в конце года свое столетие Мануэль де Оливейра, которого с отвечающим случаю пиететом представил на сцене директор фестиваля Марко Мюллер. Показанный вслед за этим семиминутный фильм ветерана "От видимого к невидимому" показал, что великий португалец отлично ориентируется в современности. Посреди улицы Сан-Паулу, в гуще мегаполиса встречаются двое знакомых, которые давно не виделись, и пытаются пообщаться. Но разговор прерывают звонки мобильника то у одного, то у другого. Наконец, один дает другому свой номер, тот набирает и, стоя в метре друг от друга, они начинают по телефону обсуждать проблемы мирового порядка — войны, девальвацию моральных ценностей, загрязнение среды. Это точный образ того, как работают сегодня в мире дипломаты, да и обычные люди тоже, слушая друг друга вполуха и фактически только симулируя коммуникацию.
По сути дела, той же теме оказался посвящен фильм братьев Коэнов "По прочтении сжечь", только сделан он в жанре не легкого, а крутого абсурда. Это комедия тотального идиотизма, стрелы которой направлены и в спецслужбы, и в интернетовские чаты знакомств, и, наконец, в мир фитнеса и пластической хирургии. Хотя картина не достигает уровня сарказма, которым отмечен недавний шедевр Коэнов "Старикам тут не место", все равно это высокий класс. И даже скопление звезд на одном квадратном метре пространства фильма почти не портит его. Брэд Питт без труда воплощается в придурка из гимнастического зала, которому дважды достается: один раз по носу от Джона Малковича, другой — по голове от Джорджа Клуни, причем этот удар оказывается последним. Сам Клуни, уже в третий раз играющий у братьев Коэнов, бесподобен в роли патологического труса, который и убивает-то от страха, а не от злости. Особым достижением следует считать полное вытравление следов интеллекта из Джона Малковича в роли спившегося цээрушника. Достойными партнершами этих великолепных мужчин оказываются Фрэнсис Макдорманд и Тильда Суинтон.
Самым убойным моментом фильма, вызвавшим хохот зала, становится визит парочки патентованных идиотов (все те же Брэд Питт и Фрэнсис Макдорманд) в российское посольство, где они пытаются продать диск с записью мемуаров отморозка из ЦРУ. Визитеры встречают точно таких же монстров, расположившихся под портретом Путина. Правда, они не лишены сообразительности: убедившись, что к ним пришли не из идеологического, а из коммерческого идиотизма, легко обводят алчных америкашек вокруг пальца.