МОСТРА 2008: памяти Юсефа Шахина

65-й международный кинофестиваль в Венеции посвящен памяти режиссера Юсефа Шахина. В его честь в воскресенье 31 августа в Sala Grande будет показан шедевр "Станция Каир" /Bab el hadid (Cairo Station)/ (1958).

"Ему нравилось то, как организовано кинопроизводство в Каире, но он предпочел дать арабскому кинематографу новое начало, вести его в совершенного другом направлении, взвалив весь груз ответственности за эти новации на свои плечи — ему даже приходилось самому играть перед камерой в одном из своих самых влиятельных фильмов — "Станции Каир", где он сыграл изгоя и сексуального маньяка. Он сделал первый цветной фильм на всем африканском континенте, Salah ed-Din al-Nasr (1963), и продолжал оставлять свой след в арабском кинематографе, создавая все более насыщенные образами фильмы, и даже огромная стоимость кинопроизводства не могла помешать его работе.

Когда он полюбил мюзиклы (он был потрясен фильмом Феллини "Джинджер и Фред" так же сильно, как и Асмаханном и Умом Култумом), великолепный Хинд Ростом танцевал, а великий Фарид ал-Атраш пел в его картинах (потом последовали Файруз, Мохаммед Мунир, Магда эль-Руми и другие). Для других звезд эстрады (Лейла Мурад, Далида) он подбирал исключительно драматические роли.

Работая таким образом, постоянно пробуя себя в различных жанрах, от "низкопробных" комедий до "высоколобых" драм, он сформировал или переформировал заново образы ведущих звезд египетского кинематографа (ему принадлежит честь "открытия" Омара Шарифа и Ахмеда Заки, Юсры и Лейлы Элуи).

Благодаря его исключительно талантливым актерам, ему удавалось переносить на экран атмосферу бедных районов Каира и быт крестьян Верхнего Египта так же искусно, как и изображения Клеопатры и Аверроэса.

Он верил в Нассера и пан-арабский путь к социализму, что не мешало ему достаточно остро критиковать свои идеалы в фильмах, начиная с 70-х. Он рисковал оказаться в тюрьме, поскольку его картины говорили правду.

"Даже частная жизнь не является священной территорией, — говорил он. Яркий тому пример — моя собственная жизнь": между правдой и вымыслом он умудрился рассказать в своих картинах собственную биографию — будь то общеизвестные факты (/Iskandereyah leh/ (1976), и другие фильмы его "тетралогии", последний из которых вышел в 2004 году) или нет ("Судьба мудреца" /Skoot hansawwar/ (2001)).

В течение последних тридцати лет он боролся с болезнью, как минимум, дважды находясь на пороге смерти, снимая каждый свой новый фильм как будто последний, как будто ему уже не осталось времени и он стремится наверстать каждый упущенный момент. Он был одним из великих режиссеров мирового кинематографа. Его звали Юсеф Шахин. Мы приветствовали его в прошлом году в Венеции, когда он привез фильм "Хаос" /Heya fawda/: мы не знали, что это было в последний раз. Без него кинематограф "всего остального мира" стал беднее. 65-й Венецианский фестиваль посвящен памяти этого великого режиссера".

Марко Мюллер, директор 65-го Венецианского кинофестиваля.



Сайт управляется системой uCoz