Топор на то и топор
Ну вот, началось. Венецианский кинофестиваль открылся. Ведущей церемонии открытия была Ксения Раппопорт, а камеры все равно показывали исключительно Джорджа Клуни и Брэда Питта, представлявших новый фильм братьев Коэн "Сжечь после прочтения".
Это красиво — когда над входом во Дворец Фестивалей, над спеленатыми львами, висит огромный Брэд Питт, а толпа фотографирует этот экран. В какой-то момент Питт посмотрел прямо в камеру и погрозил пальцем — не надо, типа, меня снимать, — и толпа послушно опустила фотоаппараты.
"Сжечь после прочтения" — забавная экранизация слова "что" в вопросе "что это было?", с блестящими актерскими работами. Это история о том, как в результате идиотских, не связанных между собой поступков произошли идиотские, связанные между собой события, и мы все равно толком не поняли, что произошло и как оно это сделало. Герои Питта и Фрэнсис Макдорманд работают в фитнесс-клубе, он — спортивный дурачок, она мечтает о косметической операции, но на это ей не хватает денег. Она встречается с разными мужиками, которых находит по Интернету, и среди этих мужиков оказывается герой Клуни. Еще в фильме фигурируют холодная сука Тильда Суинтон, смакующий все оттенки слова fuck Джон Малкович в семейных трусах, халате и с топором, и портрет Путина на стене. На пресс-конференции Коэны отвечали почти на все вопросы одинаково: "Я не знаю". Фильмом они сказали ровно то же самое, только чуть бодрее.
Питт, кстати, прибыл в Венецию с детьми — с теми из своих многочисленных отпрысков, что постарше, а на пресс-конференции ему задавали идиотские вопросы про близнецов. Вопросы не про близнецов тоже были довольно идиотские, от "что бы вы предпочли, роман с прекрасной итальянкой или получить Оскар" до "хотели бы вы сейчас быть в Денвере и как вы смотрите на будущее Америки". Возможно, дело в том, что фильм "Сжечь после прочтения" заявлен как фильм об идиотах — до такой степени, что и Клуни, и Питт, прочитав сценарий, даже не знали, гордиться тем, что им достались такие персонажи, или обижаться. Основывать комизм ситуаций в большой степени на том, что хорошие актеры играют неожиданные роли — частный выбор режиссеров; смеяться (или не смеяться над этим) — частный выбор зрителей. На мой вкус, Клуни в фильме весьма натужно рассуждает о болезнях, Питт в роли деревенского дурачка ни разу не забывает о том, что он Питт в роли деревенского дурачка, и только Малкович с топором безупречен. Но Коэны на то и Коэны, что всегда снимают дурацкий лубок, в котором периодически вдруг чувствуется дыхание ада, а топор на то и топор.