"Сальвадор Дали: художник и кинематографист"

Почти восемь десятилетий спустя прошло с тех пор, как испанцы — художник Сальвадор Дали и режиссер Луис Бунюэль создали первый сюрреалистический фильм — "Андалузский пес". Однако до сих пор некоторые сцены ужаса из этой черно-белой короткометражки, длящейся 17 минут, заставляют зрителя зажмуриваться.

При входе на открывшейся на прошлой неделе в музее Современного Искусства в Нью-Йорке выставке — "Сальвадор Дали: художник и кинематографист" — посетителям на большом экране демонстрируют эпизод из фильма. Это сон, якобы, увиденный однажды, Дали: "мужчина бритвой режет глаз женщине". Многие закрывают глаза, как и 80 лет назад.

Выставка, которая будет открыта до 15 сентября, собрала под одной крышей наиболее известные работы Сальвадора Дали, привезенные как из государственных, так и частных коллекций мира. Сюрреалистические образы, созданные художником, даже в 21-ом веке поражают воображение.

Плавящиеся часы, муравьи, вылезающие из глазниц, велосипедисты, со спицами от зонтиков на головах, женщина, с животом в виде кровоточащего букета роз.

Своеобразием выставки является часть, посвященная кинематографической деятельности художника, родившегося в 1904 году, который в 30-ые годы стал одним из родоначальников сюрреалистического кино и жанра фильмов ужасов.

"Дали, как режиссер, впервые объединил в киноискусстве реальное и нереальное, объективное и воображаемое, прозаичное и патетичное", — говорит одна из организаторов выставки Джоди Хауптман (Jodi Hauptman), пишет Reuters.

"Картины, как и фильмы созданные Дали, в результате построения определенного зрительного ряда проникают в подсознание и психологически очень сильно воздействуют на зрителя", — говорит Хауптман.

Авнгардист Дали, тем не менее, никогда не чурался коммерческого кино. Он стал соавтором Альфреда Хичкока по фильму "Когда сердце говорит". Вместе с Уолтом Диснеем в 40-е годы приступил к работе над мультипликационным короткометражным фильмом, рассказывающим о греческом времени Кроносе. Любопытно, что студия Диснея закончила фильм только в 2003-м году.

Сальвадор Дали придавал огромное значение работе в кинематографе. Передовое искусство начала прошлого века открывало ему новые возможности для отражения сюрреалистического видения мира.

В письме к французскому теоретику сюрреализма и поэту Андре Бретону художник писал: "Я сейчас нахожусь в Голливуде, где работаю с тремя американскими сюрреалистами: Харпо Марксом, Диснеем и Сесилем де Миллем (Harpo Marx, Disney и Cecil B. DeMille). Думаю, что я заразил их своим энтузиазмом и надеюсь, что сюрреализм здесь найдет свое конкретное воплощение".

Вернемся к фильму "Андалузский пес". Интересно, что Дали и Бунюэль перестали разговаривать после премьеры, а исполнители главных ролей покончили жизнь самоубийством.



Сайт управляется системой uCoz