"Кошка всегда приземляется на лапы"
Кинофестиваль в Монреале открывает свой 32-й сезон в несколько подвешенном состоянии. Правда ли, что это мероприятие, как утверждает его президент Серж Лозик, открывает новые имена? Или это просто склад для фильмов, которые больше никуда не берут?
На пресс-конференции, состоявшейся во время открытия фестиваля 5 августа, программа мероприятия была оглашена с некоторой помпой. И на это была причина: никто из присутствующих не слышал имен большинства представленных режиссеров. Налицо отсутствие звезд. В самом деле сплошные открытия. Но разве это может привлечь чье-либо внимание?
Следовательно, к фестивалю в Монреале следует подходить с двойной меркой. Никто, за исключением Лозика, не будет отрицать, что данное мероприятие является лишь способом выражения "эго" его президента. Давно прошли те времена, когда Монреаль что-либо значил на шкале Рихтера кинофестивалей. Но тут встает вечный для всех маленьких фестивалей вопрос: хотим ли мы впечатлить весь мир или мы здесь для того, чтобы поделиться миром кино с нашими постоянными зрителями?
Бернадетт Пайе из монреальской компании Acpav, спродюсировавшей один из фильмов конкурсной программы "То, что нужно для жизни" /The Necessities Of Life (Ce Qu'il Faut Pour Vivre)/, сказала: "Монреальцы довольно хорошо принимают фильмы фестиваля, но киносообщество относится к нему скептически".
Если "То, что нужно для жизни" получит приз на фестивале, Бернадетт сможет рассчитывать на дополнительные публикации в местных СМИ, за которые в противном случае пришлось бы платить канадскому дистрибьютору картины Seville Pictures (и, конечно же, самой компании Acpav). Но Бернадетт добавляет: "Конечно, если бы на фестиваль отобрали хорошие фильмы престижных режиссеров, то это было подняло значимость события в глазах всей кинообщественности".
Одиль Тремблей, старейший кинокритик из монреальской газеты Le Devoir, следила за упадком фестиваля на протяжении многих лет. "Он и должен быть маленьким фестивалем, но программа должна быть отобрана с гораздо большей тщательностью. Впрочем, лучшие годы этого мероприятия уже позади, и вряд ли что-нибудь изменится в ближайшем будущем", — говорит Одиль.
Более мелкий по масштабу монреальский фестиваль нового кино (Festival du Nouveau Cinema) проходит с 8 по 19 октября. Директор его Клод Чемберлен столь же колоритен, что и Лозик, но программа фестиваля значительно меньше, что позволяет критикам делать более благоприятные отзывы. Впрочем, все это часть типичных причуд этого города, на которые косо поглядывает вся Канада благодаря пестроте и некоторой назойливости монреальских культурных выбросов.
Приведу курьезный пример взаимоотношений фестиваля в Монреале со своими коллегами по индустрии. Один дистрибьютор посетил 5 августа пресс-конференцию не для того, чтобы представить свой фильм, а исключительно с целью проконтролировать то, чтобы о его картине не было произнесено ни слова. Не то чтобы это была неспособность самого Лозика собирать на фестиваль фильмы. "Ничего личного, — сказал дистрибьютор, — мы отдадим фильм на монреальский фестиваль, только когда это будет выгодно с точки зрения маркетинга".
С этой точки зрения дистрибьютор не склоняется к тому, чтобы устраивать премьерный показ на фестивале в Торонто в сентябре. "Я бы предпочел не показывать авторскую картину в Торонто, но обладатели прав на нее хотят премьеру именно в Торонто, поскольку они таким образом надеются продать ее в США. Поэтому нам придется распрощаться".
Этот же дистрибьютор сравнил фестиваль с фейерверком: "Вы можете только раз запустить его — и фейерверк, и фестиваль, и фильм на фестивале. Вам необходимо убедиться, что вас заметили, что вы произвели впечатление, ведь сделать это по второму разу невозможно".
Лозик останется президентом фестиваля, что бы ни говорили его критики. В этом плане весьма показательна реплика представителя Лозика, Даниэль Кошар, которую он обронил на пресс-конференции. Когда её спросили о том, что означает нарисованная на постере фестиваля кошка предположительно синефильской наружности, пытающаяся примерить 3D-очки, Кошар ответила: "Кошка всегда приземляется на лапы".
По материалам Denis Seguin, ScreenInternational