Tricky в Б1
Первый Альтернативный Музыкальный Телеканал A-One представляет: 21 августа, клуб "Б1 MAXIMUM" — культовый музыкант Tricky с новым альбомом Knowle West Boy.
Alanis Morissette, Neneh Cherry, Bjork, PJ Harvey, Garbage, Red Hot Chilly Peppers, Massive Attack — это лишь часть музыкантов, которые работали с Tricky и которые приглашали его принять участие в записи своих альбомов.
Его можно узнать из тысячи музыкантов, ведь у него есть свой неповторимый стиль — полушепот и пение, сочетаемое с рэпом. После пяти лет молчания культовый Tricky выпустил восьмой по счету альбом Knowle West Boy.
"Сейчас я снова чувствую себя ребенком. Поэтому альбом называется Knowle West Boy ("Мальчик из Ноул Уэста"). Оттуда я родом", — рассказывает сам музыкант о новой пластинке. "Я очень волнуюсь, как воспримут Knowle West Boy. У меня такое чувство, будто это моя самая первая в жизни пластинка. Я просто хочу, чтобы люди услышали ее, чтобы говорили о ней, и еще я хочу вырваться и проехать с ней по всему миру".
Первоначально Knowle West Boy записывался в Лондоне и был готов еще год назад, однако, по словам музыканта, материал получился слишком посредственным. Тогда Tricky отправился в Лос-Анджелес, перезаписал все заново, а также выступил продюсером всех треков, не считая пары совместных композиций со Switch.
Альбом вышел на лейбле Domino, который работает с такими командами как Franz Ferdinand и Arctic Monkeys. "Коллективы, которые продвигает Domino, звучат достаточно необычно. И это как нельзя лучше мне подходит, ведь этот альбом... наполнен моим собственным оригинальным звучанием и смыслом, — говорит Tricky. — Штука в том, что я всегда хотел делать хардкор-рэп. И на этом альбоме все мои мечты воплотились в реальность. Ведь я вообще-то тот, кто всегда добивается своего".
В новый альбом вошло 13 треков, в работе над которыми приняли участие разные вокалисты. "Я не считаю себя вокалистом. И не в состоянии записать все песни на альбоме своим лишь голосом, — продолжает Tricky. — Надо смотреть реальности в глаза. И вообще я просто люблю работать с женскими голосами". Например, в треке Puppy Toy можно услышать вокал Alex Mills. Женская партия на Bacative была исполнена одной испанской девушкой, которая вообще не является профессиональной вокалисткой. В треках Past Mistake и School Gates поет бывшая подружка Tricky Lubna, француженка с марокканскими корнями. Cross To Bear спела девушка из Исландии по имени Hafdis. Написание этой песни было навеяно фильмом Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", и голос девушки подходил идеально, поскольку звучит невинно. Заглавный сингл с альбома Counsil Estate Tricky исполнил сам. "Это первый сингл, который я записал, используя только свой вокал. Нельзя было "прошептать" эту песню. Нужно было научиться кричать и петь одновременно, превозмогая себя. Но я очень хотел сделать эту песню полностью сам" — рассказывает музыкант. Эксклюзивная премьера клипа на эту композицию состоялась на телеканале A-ONE 7 июня.
Новый альбом Knowle West Boy появился на прилавках европейских магазинов 7 июля. Сразу же после этого музыкант отправился в тур в поддержку альбома, в рамках которого отыграет концерты в Москве и Санкт-Петербурге.
Организатор концерта Tricky в Москве и Санкт-Петербурге — Первый Альтернативный Музыкальный телеканал A-ONE.
Текст Юрия Сапрыкина для журнала "Афиша":
В Москве и в Петербурге выступает Трики — мрачный агрессивный человек из Бристоля, один из изобретателей трип-хопа
Прошлое музыканта Трики — кладбище упущенных возможностей, будущее — туман. Ушел из Massive Attack, когда те были на пороге триумфа; фактически придумал музыку дабстеп, чтобы через десять лет ее заново изобрели и присвоили ушлые молодые люди; любил ангелоподобную девушку Мартину Топли-Берд и потерял ее. Играл у Бессона, дрался с Голди, переодевался женщиной, третировал журналистов (не исключая автора этих строк) и, в общем, постепенно все профукал. Нынешний Трики — лишь тень демонического существа, записавшего когда-то гениальный альбом "Maxinquaye", но, поскольку и тот, изначальный Трики смахивал на бесплотного духа, и голос его был похож на змеиный шип, и на первом своем московском концерте он стоял на сцене в густых клубах дыма спиной к залу, и туман, которым застлано его будущее, скорее всего, лишь дым очередной папиросы, точнее будет сказать, что он остается верен себе.
Рецензия Александра Горбачева на альбом Knowle West Boy для журнала "Афиша":
Трики наблюдает урок музыки в родной школе и одобрительно треплет по плечу мальчугана, извлекающего из своего инструмента странные звуки. Трики гуляет по улицам опального бристольского района Ноул-Уэст и приветствует молодую шпану. Человек, который избил журналиста The Face и угрожал расправой каждому третьему интервьюеру (не исключая главного редактора "Афиши" Ю.Сапрыкина), человек, изъявлявший желание одним движением мысли взрывать людям головы, обнимает любимую бабушку и тычет в обложку благотворительного журнала Big Issue с собственным благодушным портретом: мол, вот кто я есть на самом деле.
Документальный фильм "Naked & Famous", в котором Трики навещал родные места и косил под пай-мальчика, был снят больше 10 лет назад — и то, что тогда могло казаться лукавой попыткой разрушить навязанный медиа образ черного параноика, сейчас смотрится почти как пророчество. Возвращение Трики, последние 5 лет фигурировавшего разве что в качестве автора сомнительного кавера на Генсбура да актера в ситкоме "Girlfriends", равно напрашивалось и пугало. Из всей бристольской гвардии он, как сейчас выясняется, мыслил дальше всех. Основы процветающего ныне мрачного дабстепа легко обнаруживаются в его ранних альбомах с их напряженным басом и сгущающейся клаустрофобией (конкретно — в недооцененной пластинке "Pre-Millennium Tension"). Гильзы, что так щедро сыпет в своих треках анонимный гений Burial, будто бы от того самого пистолета, что Трики заряжал в песне "Strugglin'". К хонтологии, к ощущению музыки как призрачной историчной субстанции Трики тоже, как считается, имеет самое непосредственное отношение.
Взявший себе прилагательный псевдоним Эдриан Тоус впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя. Перешел на шепот — потому что по-другому просто не умел. Был зачислен в изобретатели трип-хопа — и страшно по этому поводу ругался. Много курил — причем не табак. Обнаружил у себя желудочную болезнь кандидоз (Сева Новгородцев, узнав об этом, посоветовал Трики кушать исключительно бобы и фасоль), которая вроде бы и спровоцировала психоз и паранойю. Вылечился. Записал пару слабых альбомов — один для денег ("Blowback" с Аланис Мориссетт и Red Hot Chili Peppers), один для честности ("Vulnerable", где Трики, по собственным заверениям, показал свое истинное лицо). Теперь ему сорок. В него почти никто не верит. На новом альбоме Трики устраивает ревизию самого себя.
"Knowle West Boy" — как следует из названия, альбом с сюжетом "детство — отрочество — юность"; исповедальная автобиография (бывал бит, терял друзей, совершал ошибки, сопротивлялся как мог) и роман музыкального воспитания. Трики копается в собственных воспоминаниях, берется сразу за все, на чем учился и чему учил, — и берется крепко. Диск стартует с зажатого салунного кабаре ("Puppy Toy") — и продолжается ямайской раггой; самоуверенный панк-рэп сингла "Council Estate" (первой песни Трики, где за речь отвечает только он сам) сменяется заторможенным трип-хоповым варевом из лучших времен ("Past Mistake"). Трики по обыкновению выдвигает на первый план певцов: случайно встреченного нью-йоркского бродягу (см. "Joseph"), марокканскую француженку и бывшую подругу Любну, исландку Хафдис (она поет в удивительной "Cross to Bear", по красоте сопоставимой с классической "Teardrop" Massive Attack). Как и на лучших своих альбомах, главный герой здесь в основном — помимо самых быстрых, злобных и неудачных номеров — остается на втором плане. Весь разнородный материал диска — струнные пиццикато, сухое, как похмельная глотка, электро, мерцающий даб — объединены именно этой неясной и грозной тенью, что постоянно маячит где-то позади. Трики заставляет песни трястись; им будто бы неуютно в присутствии автора. Музыка Трики — это вообще грубая, бугристая поверхность, в ней всегда что-то не так: ритм спотыкается, голос захлебывается, девичье пение сулит не ласку, но боль, нервный тик выступает как предвестие большого срыва. "Knowle West Boy" можно было бы назвать неровным альбомом — если бы то же слово не служило точным определением творческого метода Трики вообще.
То есть Трики пытается изобрести себя заново. То есть проворачивает ту же примерно операцию, что и Portishead (от сравнений с которыми ему все равно не отделаться). Радикально иным, впрочем, способом. Portishead в поисках новой идентичности проповедуют тотальную аскезу; жесточайшим образом ограничивают себя, забывают обо всем. Трики, напротив, практически устраивает сеанс психоанализа: детские страхи, старые болячки, былое и думки. То, что делают Portishead, обоснованнее с точки зрения искусства — и, наверное, значительнее. То, что делает Трики, понятнее по-человечески. "Knowle West Boy", точно, его лучший альбом в нулевых, и самое смешное, что после него становится интересно, что дальше. Вот уж не думал, что к восьмому альбому какого-либо музыканта вообще мыслимо применить эпитет "многообещающий", — но с "Knowle West Boy" примерно так и выходит. Спрячь подальше домашние тапки, папаша.