Роман Полански: "Я знаю, что у меня нездоровый ум"
"Коротыш с хулиганской ухмылкой", "радикал и хиппи", "неисправимый пессимист" — как только ни называли критики одного из самых титулованных кинорежиссеров мира. Роману Полански сегодня — 75.
"Живой классик" и герой светских хроник, изгой и космополит, обладатель коллекции самых престижных наград — от берлинского "Золотого медведя" и каннской "Пальмовой ветви" до "Сезара" и "Оскара". В арсенале мастера — более двадцати лент в самых разных жанрах, включая гениального и почти автобиографического "Пианиста". Однако история самого режиссера намного драматичнее, чем сценарии его фильмов.
В краковском гетто восьмилетнему Раймунду Роману Либлингу (таково настоящее имя Романа Поланского или Полански, как его на английский манер привыкли называть) приходилось быть живой мишенью для развлекавшихся гитлеровских солдат. Потом режиссер напишет в своей книге: "Чтобы выжить, Ромэк стал грубым и сильным, он привык мыться один раз в три месяца, зимой и летом ходить без белья и носков". При этом фильм "Пианист", который рассказывает о тех страшных детских переживаниях и который режиссер снял через много десятилетий после войны, стал его первой картиной с хеппи-эндом. За эту работу режиссер получил премию "Сезар", "Золотую пальмовую ветвь" и "Оскар". Правда, на самой церемонии автор не присутствовал. Приз американских киноакадемиков он получил немного позже и за пределами США.
Еще в 1977 году его осудили за связь с несовершеннолетней. Обвинения с режиссера давно сняты, однако в США он до сих пор остается персоной нон-грата. Сам Роман Полански как-то сказал: "Я знаю, что у меня нездоровый ум. Но мне нравится состояние паранойи, надлома, навязчивой идеи. Изучая это, я помогаю себе выздороветь".
Кстати на "Оскар" был номинирован и самый первый полнометражный фильм Полански "Нож в воде", снятый в 1962 году. Награду он тогда не получил, но имя режиссера стало известно далеко за пределами Польши. Причем, в самой Польше эту картину встретили негативно, признав ее аморальной. Долгое время в СССР тоже считали фильмы Полански аморальными, да и увидеть их было большой удачей.
В 1968 году в Америке Роман Полански снял один из самых знаменитых своих фильмов — "Ребенок Розмари". После этой картины Полански признали одним из самых талантливых и перспективных режиссеров Голливуда. Но в итоге эта лента о дьявольской секте превратилась в реальный кошмар для самого режиссера. Банда Чарльза Мэнсона жестоко убивает беременную жену Полански — актрису Шарон Тейт.
Один из последних фильмов Полански, снятый три года назад, — "Оливер Твист". После этой экранизации романа Диккенса многие признали, что больше всего сам режиссер похож на взъерошенного мальчишку, которому судьба уготовила не меньше, а то и больше испытаний, чем главному герою картины. Потому охотно верится в счастливый финал фильма, хоть он и весьма условен. Ведь если сам режиссер — мальчишка которому сегодня исполняется 75, — пережил столько, то у Оливера Твиста все получится.
Роман Полански о работе с актерами: "Я с ними говорю, объясняю, чего хочу. Смотрю на них и, если что-то не получается, говорю, что я хотел бы исправить и как хотел бы улучшить, но проще всего показать".
О деталях: "На самом деле, следить за всем не удается, но нужно стараться. Мне всегда говорят о деталях, а мне кажется настолько очевидным, что именно это имеет значение, именно это важно. Рассказать что-то без внимания к деталям легко, но вы в это не поверите. Именно деталь предает рассказу достоверность".
О режиссерском стиле: "Я делаю фильмы. Наверняка, у меня есть какой-то стиль, но я не делаю это сознательно, не имею таких амбиций. Я делаю фильмы, делаю зрелище, и я всегда хотел заниматься этим, сколько я себя помню. Занимаюсь этим и теперь, но не ради какого-то конкретного стиля. Стиль развивается, хотите вы этого или нет: вы чему-то учитесь, вы делаете какие-то вещи в определенной манере. Камера — это как рентген, это рентгеноскопия души режиссера. На съемочной площадке я чувствую себя хорошо, удобно, можно сказать, именно там я счастливее всего".
По материалам документального фильма "Поланский о Поланском"