Кибер-национализм
Социальные сети и сайты, на которых делятся видео, не всегда объединяют людей.
"Народы должны нести мир друг другу". 80 лет назад этот принцип был взят на вооружение британской государственной компанией по радио- и телевещанию в надежде на то, что современные средства связи установят новые дружеские связи между народами, разделенными территориально, культурными и политическим границами.
Тем же, кто до сих пор верит в этот идеал, должно быть горько наблюдать за тем, как развивается Интернет. Безусловно, как и следовало ожидать, официальные правительственные сайты распинаются о собственных успехах и рассуждают о территории, исторических правах и символах.
Но что тревожит больше всего — то, как умелые юные веб-серферы (то есть, те самые люди, которых Интернет, казалось, освободил от засилья государственной идеологии) используют современные технологии для того, чтобы сеять ненависть между различными странами, расами или религиями. Иногда этим кибер-фанатикам кажется, что они работают на благо собственного правительства, но это не так — чаще они трудятся ради себя самих, находя абстрактного врага и пропагандируя непримиримую ненависть к нему.
Вспомните хотя бы реакцию России на латвийскую документальную ленту "Советская история" /The Soviet Story /, авторы которой сравнивали коммунизм и фашизм. Появись этот фильм пять лет назад, кремлевские чиновники издали бы гневный пресс-релиз и поощрили каких-нибудь молодых отморозков в очередной раз напасть на латвийское посольство. Сегодня — ответ ортодоксальных националистов менее прямолинеен: они используют блогосферу, чтобы найти деньги и снять альтернативную ленту, в которой советские времена изображались бы исключительно с позитивной стороны. Причем, если у вас нет денег, но вы поддерживаете эту идею, можно помочь другим путем: например, перевести текст фильма на язык какого-нибудь прибалтийского государства.
Тем временем, американские реднеки легко могут найти в сети достаточное количество информации, чтобы "потешить" свои расовые или религиозные предрассудки. К примеру, имеется онлайн-игра, в которой бородатый мусульманин пытается взорвать сам себя — подобные развлечения вызвали массу возмущенных откликов как в Израиле (люди считают, что игры такого плана делают банальной опасность терроризма), так и среди мусульман (они небезосновательно полагают, что их религия приравнивается создателями игры к насилию). Еще одна очаровательная игра "Пограничный патруль" ("Border Patrol") приглашает вас пострелять в нелегальных иммигрантов из Мексики, пытающихся пересечь границу.
С самых первых дней своего существования Интернет был местом встречи различных националистических группировок, которые, по сегодняшним меркам, выглядят достаточно невинно. Люди с пеной у рта спорили о том, был ли Фредди Меркьюри иранцем, парсом или азербайджанцем, о том, как правильно следует именовать Японское море — Восточным морем или Восточным морем Кореи, а также о том, вправе ли израильтяне считать хумус своей национальной кухней. Иногда подобные споры "переезжают" в Википедию, чьи модераторы ограничивают доступ чересчур желчным комментаторам.
Споры в Интернете зачастую ведут к войнам хакеров. Никого уже не удивляют угрозы и оскорбления китайцев, вывешенные на американских сайтах, поддерживающих Тибет, или соревнования по взлому сайтов между сербами и албанцами или турками и армянами. Призывы к национальной вражде начали появляться в блогах, социальных сетях, на картах и сайтах, делящихся видеоконтентом. Согласно майским исследованиям Центра Саймона Визенталя (еврейская группа по защите прав человека), за прошлый год количество националистических сайтов выросло на 30%, и в настоящее время их число превысило 8000.
Социальные сети, кстати говоря, особенно часто используются разрозненными децентрализованными группами националистов. На одном только Facebook можно вступить в сообщества, такие как "Бельгия не существует" ("Belgium Doesn't Exist"), "Абхазия — не Грузия" ("Abkhazia is not Georgia"), "Косово — это Сербия" ("Kosovo is Serbia") или "Я ненавижу Пакистан" ("I Hate Pakistan"). Безусловно, можно найти и сообщества, посвященные дружбе между, скажем, греками и турками или израильтянами и палестинцами. Но тут в бой вступают альтернативные социальные сети, менее известные, чем Facebook, объединяющие экстремистов, чья деятельность запрещена правительствами большинства стран.
Например, Podblanc, альтернативный YouTube сервис, предназначенный для "продвижения белой культуры и белой политики". Понятно, что этот сервис предоставляет довольно много материала для расистов.
Крохотные, но смертельно опасные
Количество подобных интернет-сообществ не столь велико, однако это не означает, что их не следует опасаться. Сила одного-единственного националистического послания может быть многократно увеличена путем распространения его в блогах, форумах или посредством SMS. Во время кризиса в Кении, например, именно записи в блогах и зачастую sms-ки провоцировали нападения. Участники недавно прошедших анти-американских маршей в Южной Корее также были мобилизованы при помощи петиций, опубликованных в Интернете, а некоторые постинги намекали на то, что корейцы имеют генетическую предрасположенность к коровьему бешенству.
В России один националистически настроенный блоггер опубликовал имена и контактную информацию кавказских студентов, обучающихся в российских университетах, приложив к сообщению видеоклип, в котором показывалось, как темнокожие подростки избивают "этнически чистых" русских. Другие националистические блоги перепостили эту информацию, создав тем самым настоящий кошмар для кавказских студентов.
Распространять страх и отвращение в сети стало намного легче с тех пор, как создание и размещение цифрового контента сильно подешевело. Если раньше пропаганда требовала высококачественной работы журналистов, карикатуристов или режиссеров, то сейчас практически каждый может делиться слоганами и картинками, призывающими к вражде между нациями.
Будь то венгерская группа, организующая анти-римский конкурс плакатов, русское анти-иммиграционное лобби, которое публикует информацию о национальных меньшинствах, живущих по соседству, или словацкие националисты, распространяющие по сети карту Европы без указания на ней Венгрии, — все это доступно при помощи "мировой паутины".
Легкость, с которой происходит агрегация (собирание существующих ссылок на статьи и видеоматериалы), — реальное благо. Взять, к примеру, anti-cnn.com, вебсайт, созданный одним 20-летним китайским студентом, на котором он выкладывает ссылки на протибетские материалы западных СМИ. Как только на сайте появилась просьба прислать ссылки на подобные публикации, на нее откликнулись более тысячи человек. Очень быстро anti-cnn.com стал ведущим китайским националистическим сайтом.
Даже десять лет назад любой фанатик должен был провести довольно много времени в библиотеке, занимаясь исследованиями на какую-нибудь совершенно абсурдную тему типа: а был ли на самом деле холокост. Сейчас же цифровые версии всех этих книг находятся на расстоянии нескольких кликов мышкой — в онлайн-библиотеках. Если подытожить все вышесказанное, то сеять ложь и ненависть никогда не было столь легко, как в наши дни. Люди с лучшими намерениями должны придумать лучший способ того, как пользоваться всемирной паутиной.
По материалам The Economist