Опыты телесности
Сегодня на Винзаводе состоится открытие персональной выставки-ретроспективы "Борис Михайлов" к 70-летию со дня рождения автора.
Опыты телесности: между катастрофой и повседневностью
Выставка харьковчанина Бориса Михайлова, начавшего снимать в 1966 и отмечающего в 2008 свой 70-летний юбилей, представляет три серии работ разных десятилетий: "Сюзи и другие" (1960-1970-е), "Соленые озера" (1986) и "История болезни" (1997-1998).
Стилистические доминанты творчества Михайлова — телесность, повседневность и эпатаж — выражены во всех трех. Невыносимая повседневность явлена в "Сюзи и другие", серии малоформатных зарисовок с испражняющейся буренкой, поющим милиционером и натюрмортом с париком, тремя кильками и галстуком в горошек.
Экстатическое наслаждение разомлевших тел доминирует в "Соленых озерах" (фото-рассказе о Донбасском водоеме, питаемом в основном протекавшей заводской трубой, но почитавшегося среди населения за целительный источник).
Катастрофа выживания на постсоветском пространстве прочитывается в остро-социальной, трагически монументальной "Истории болезни" с портретами деклассированных...
Экспериментальное колористическое оформление всех трех серий суть продолжение опытов Михайлова с раскрашенными фотографиями из семейного альбома — "Лурики" (1960-1970-е) или монохромными синими и коричневыми военными сериями. Здесь сама техника становится носителем смысла: непрофессиональный цвет "Сюзи" говорит о повседневности, "Соляные Озера" эксплуатируют визуальность классической документальной фотосъемки, а гамма экспресс-фотографии разоблачает саму практику любительской фотографии, этого "среднего искусства" (П. Бурдье), с одной стороны пародируя ее, с другой — возводя до символа времени.
Опыты Бориса Михайлова с телесностью и обнажением (собственным, семейным или социальным), эксгибиционизмом и вуайеризмом как-то всегда перерастают простое желание запечатлеть обнаженное тело. И непонятно, чего здесь больше: позы или документа, позируют обнаженные бомжи или предъявляют на суд свои язвы и нарывы? И тональность Михайлова — не безумие радостной экстатичности Сергея Чиликова и не проблемная сексуальность Нан Голдин. Здесь телесность социальная — томно-пляжная ("Соленые озера") или отталкивающе-низовая ("История болезни") — явлена в широком диапазоне: от удушающей расслабленности до язвенной агрессивности.
Такая проблематизированная этичность, повседневный фотографический экстремизм с проблемной же визуальностью (техники "непрофессинальной" фотографии) и создают особое поле напряженности и узнаваемый стиль работ Бориса Михайлова.
Выставка открыта: 12.00 — 20.00, кроме пн
Адрес: ЦСИ ВИНЗАВОД, RIGroup Мультимедийного комплекса актуальных искусств, 4-й Сыромятнический пер., д 1, стр 6, к 4.