Итоги "Артхауса в коротком метре"
"Артхаус в коротком метре" — своеобразный мини-фестиваль короткометражного кино, который проходил в рамках Первой Московской биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?", 29 июля подвел итоги. Финальную точку поставили кинематографисты из России и Бразилии.
"Только никогда не слушай зеленую пластинку" — разновидностей этой детской страшилки, пожалуй, сотни. Но чтобы воспринять незамысловатый сюжет всерьез и сделать на его основе глубокое кино-высказывание... Это уж точно впервые. "Зеленая виниловая пластинка" — один из первых фильмов известного бразильского кинокритика Клебера Фило. С одной стороны — это совершенно четкий пересказ истории о непослушной дочери и искалеченной матери, но за счет показа каких-то совершенно житейских подробностей и оригинального авторского комментария страшилка превращается в притчу.
Татьяна Данильянц, куратор программы "Арт-хаус в коротком метре": "Он минималистичный по форме, по приемам, но в то же время очень полный — он играет с такими понятиями, как фильм ужасов, как ироничный фильм ужасов — это очень интересно, потому что я не натыкалась никогда в нашем кино на такой подход".
Еще одна поучительная история, рассказанная в том же духе, "Манная каша" — студентки института кино и телевидения из Питера Олеси Щукиной.
Манный Армагеддон — вот до чего довела жадность хозяйку волшебного горшочка. Весь бюджет фильма — 14 упаковок аптечной ваты. Хотя, первое впечатление, что фильм игровой и лишь с фрагментами анимации. Олеся Щукина объясняет, что это все полностью анимация.
Олеся Щукина, режиссер: "Это особая технология анимации — называется пикселяцией. Я все равно все снимала по кадрам — заставляла по кадрам двигать руками, головами, ушами. В принципе, как кукольная анимация, только вместо кукол люди".
Олеся признается, технику подсмотрела у французского режиссера Мишеля Гонди, он использовал подобный прием при съемках фильма "Наука сна".
Белые бессонные ночи подсказали сюжет другому российскому режиссеру — Галине Красноборовой. Свою "бессонницу" она посвятила Питеру — городу, который сравнивает с палимпсестом.
Галина Красноборова, режиссер: "Когда текст устаревает, его закрашивали, чтобы писать новый. Очень часто палимпсесты хранили несколько поколений текстов, несколько эпох, и Питер так же — в нем несколько эпох, слоев. Когда я начала работать, я поняла, что это человек, у которого так много всего — исторической памяти, что он не может заснуть".
Эта тема важна для режиссера. Галина Красноборова долгое время работала в институте культурно-визуальной антропологии. Но ей хотелось не просто фиксации, а передачи какого-то личного отношения к увиденному. Фильмы, как стихи, фильмы, как шарады — так она обозначает "Бессонницу" и другие свои короткометражки, которые зрители наверняка увидят в следующих сезонах программы "Арт-хаус в коротком метре".