Венеция-2005 тонет в абсурде
Биеннале этого года буквально возбуждает киноманским обилием имен. В том числе, имен режиссеров из России. Ожидаемый в основном конкурсе серьезный "Гарпастум" Германа-джуниора впервые вывел русскую картину на обложку "The Hollywood Reporter". Плакатное изображение сфантазировано, правда, ужасно. Обнаженный исполнитель главной роли Евгений Пронин нависает с деревянным выражением лица над обнаженной же Чулпан Хаматовой. Что все сие значит до просмотра не ясно, но зато картинка эта встречается повсеместно. Налицо "проникновенье наше по планете".
Вторая конкурсная программа — "Горизонты" предлагает два веселых проекта. Фильм-концерт Рустама Хамдамова "Вокальные параллели" — фонтанирующий стебухальный кинокапустник на казахском языке. На нем, временами запинаясь, вещает Рената Литвинова, объявляющая классические оперные арии, на цепочку которых нанизан фильм. Исполняют их состарившиеся, рыхлые советские оперные монстры из Казахстана и Армении — Роза Жаманова, Араксия Давтян, Эрик Курмангалиев,.. помещенные в такой антураж, что поражаешься смелости этих кондовых исполнителей. Некоторых из них Литвинова буквально затаскивает в кадр, приговаривая тексты типа: "Ну Бибигуль Тулигенова, ну что же Вы...". Фильм настолько наполнен иронией и самоиронией, что она становится самодостаточной фактурой, всасывающей в себя все остальные абсурдистские элементы. Сценаристский дуэт Хамдамов-Литвинова беспредельно пародируют собственные киношные и художественные предпочтения и образы, погружая их в заснеженные просторы степного Казахстана и переодевая исполнителей в немыслимые вечерние наряды из казахстанских газет, вычурные хамдамовские кокошники из целлулоидных пупсов, в нижнее белье — бесстыдные комбинации, и бюстгальтеры 70-х, национальные казахские костюмы... Эрик Курмангалиев, одетый в траурное строгое платье (в эстетике 50-х) катается по полу в овчарне, широко раздвигает ноги, демонстрирует трогательные траурные трусы и нежно и смачно целуется с овцами. Пение при этом не останавливается. В промежутках он, спотыкаясь, бродит по снегу в туфлях на высоких каблуках, постоянно оглядываясь, не следит ли кто. Здесь вы встретите смешнейшие аллюзии с визуальными мотивами фильмов "Анна Карамазофф", "Небо. Самолет. Девушка", "Богиня" и даже "Настройщик" /Tuner, The/ (2004), который снимался значительно позже. Органично смешаны в этом коктейле танцевально-балетные ретро куски с Ильзе Лиепа. И все это компактно заархивировано в 65 минут экранного времени. Очистительное светлое удовольствие.
Постмодернистская мистификация екатеринбургского документалиста Алексея Федорченко "Первые на Луне" спрятана в структуру документальной драмы. Это уже мокьюментари, на которое большинство итальянцев, пришедших на просмотр, явно повелось как на реальную историю.
В кадре замешано документированное советское прошлое и иронично стилизованные игровые куски. 30-е годы. Группа товарищей отобрана для первого полета на Луну, который и состоялся в 38-м году. Жизнь космолетчиков проходит в тренировках и переживаниях. А сам фильм — расследование забытых судеб и разыскание материальных свидетельств. Парадоксальный эффект — острая грусть-тоска по иллюзорному и искусственному советскому прошлому; драматизм, рождающийся от абсурдистского нагромождения предельно напоминающих правдивую историю фактов и фактур. Свежее и удачное продолжение славных традиций великого вудиалленовского "Зелига", желчных научных фантазмов Евгения Юфита и развеселых розыгрышей Сергея Курехина типа "Ленин-гриб"
Абсурдистский элемент затопляет фест, как вода утром площадь Сан-Марко. Свою лепту внесли и Такаши Миике с его внеконкурсной "Великой гоблинской войной" /Yokai Daisenso/ (2005) (270-минутная версия для фестиваля щадящее сокращена до 127 минут), снятой в эстетике сказок Александра Роу. И Вернер Херцог с потрясающей визуально-текстовой абстракцией, рядящейся в тягучую научно-фантастическую одиссею "Дикая голубая глубина" /Wild Blue Yonder, The/ (2005), где Брэд Дурифф травит бредовые истории, создавая альтернативную историю Земли, а сама история разыгрывается в документальных кадрах, снятых на одном из шатлов НАСА и в нереальном подледном микрокосмосе Ледовитого океана. Автор в финале фильма под гогот зала благодарит Наса "за его чувство поэтического".