День памяти Микеланджело Антониони

Его не стало совсем недавно — 30 июля 2007 года мир потерял кинорежиссера и сценариста Микеланджело Антониони. Его называли "патриархом итальянской режиссуры", "академиком киноживописи", "поэтом с камерой в руках".

Антониони был классиком неореализма. За свои фильмы он получал призы Каннского, Венецианского, Берлинского и других кинофестивалей. "Я не думаю, что фильмы нужно снимать ради зрителей, денег или популярности. Фильмы, по-моему, нужно снимать ради красоты, и это, как мне кажется, лучший способ быть искренним в своей работе", — говорил Микеланджело Антониони.

Год спустя, отдавая дань памяти режиссера, телеканал "Культура" показывает ретроспективу фильмов мастера:

30 июля в 23:55 — "Подруги",
31 июля в 23:55 — "Ночь",
1 августа в 23:55 — "Красная пустыня"

Микеланджело Антониони родился в итальянском городе Феррара 29 сентября 1912 года. Окончив школу, он поступил в Болонский университет, где некоторое время занимался филологией, но затем заинтересовался экономикой и получил диплом экономиста. Во время учебы в университете он писал рецензии на фильмы для местной газеты. Увлечение кино привело к тому, что к 1939 году Антониони решил посвятить свою жизнь кинематографу. Он переехал в Рим, где начал изучать режиссуру. В 1942 году Антониони принял участие в написании сценария фильма Роберто Росселлини. В 1943 году работал ассистентом режиссера. Тогда же Антониони снял свой первый фильм. Это была короткометражная документальная лента "Люди с реки По", в которой рассказывается о жизни североитальянских рыбаков. Антониони говорил о своей дебютной картине: "Раньше не снимали документальные фильмы о простых людях, это было запрещено при фашизме. Интерес к рыбакам По — к людям, которые живут в устье реки, в деревнях, которые всегда затапливает, когда вода поднимается, — был немыслим при фашизме. То, что я взялся за это, было важно само по себе, и, наверное, предвосхитило то, что потом назвали итальянским неореализмом. Но я хочу сказать, было очевидно, что камера должна заглянуть в этот мир, запечатлеть эти социальные проблемы. Я ничего не открыл, я просто показал то, что было вокруг".

В 1950 году Микеланджело Антониони снял свой первый полнометражный фильм "Хроника одной любви". В 1955 году появились ленту "Подруги", картина, которая в том же году на Венецианском кинофестивале получила "Серебряного льва". Актриса Валентина Кортэзэ считает этот фильм одной из самых удачных работ мастера. В документальном фильме "Взгляд, который изменил кинематограф" она говорит: "Мы все старались сыграть как можно лучше, вложить в этот фильм все, на что способны".

В конце 1950-х — 1960-е годы в фильмах Антониони снималась актриса Моника Витти, с которой режиссера связывали близкие отношения. Антониони взял Монику Витти на главную роль в "Приключении". Фильм получил приз жюри на Каннском кинофестивале и принес режиссеру мировую известность. Затем вышли "Ночь", "Затмение" и "Красная пустыня", где также играла Моника Витти.

Вспоминая о работе над картиной "Ночь" режиссер говорил: "Над "Ночью" я работал год. Мой фильм — о вечеринке. Среди гостей — женатая пара, вокруг которой и крутится история. Ночью атмосфера портится. А потом, когда встает солнце, снова наступает мир. Но между этой парой произошло что-то серьезное. Они увидели себя и друг друга иными глазами и поняли, что очень легко все разрушить и сдаться. В общем, речь о том, что следует охранять свои чувства очень бережно, потому что чувства между мужчиной и женщиной — это то, что может спасти современный мир".

"Красная пустыня" — первый цветной фильм Антониони. Вдова режиссера Энрика Фико вспоминает, что перед началом работы над "Красной пустыней" Антониони играл с цветом на бумаге, чтобы посмотреть, как выглядит зеленый рядом с сиреневым, красный — с синим.

В 1966 году в Лондоне режиссер поставил картину "Фотоувеличение". Она принесла большой коммерческий успех Антониони и была удостоена "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля. В 1970 году Микеланджело Антониони снял "Забриски Пойнт", в 1975 — фильм "Профессия — репортер", где главную роль сыграл Джек Николсон.
На главную роль в телевизионном фильме "Тайна Обервальда" Антониони вновь пригласил Монику Витти. В то время мастер также экспериментировал в области рекламы и видеоклипов.

В 1985 году Антониони перенес инсульт, который привел к параличу половины тела и потере речи. А в 1986 году режиссер женился на Энрике Фико.
Энрика исполнила роль второго плана в его фильме 1982 года "Идентификация женщины", истории о сорокалетнем режиссере, который пытается найти идеальную женщину. В фильме "Взгляд, который изменил кинематограф" Антониони размышляет: "Мои годы говорят о том, что я уже зрелый человек. В "Идентификации женщины" нет героев в состоянии кризиса. Здесь герои обнаруживают кризис общества, в котором они живут. Это выражено в профессии человека, в том, как две девочки создают свою индивидуальность, и в попытке режиссера передать характеры в фильме, который он представляет себе довольно расплывчато. Все фильмы рождаются из хаоса ума режиссера, если это его история, или возникают из потребности отразить истории, написанные другими".

В течение десятилетия после инсульта Антониони не ставил полнометражных картин. Только в 1995 году при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был снят новый фильм Антониони — "За облаками" по мотивам его книги 70-х годов. Потом было еще несколько картин. В 2004 году при помощи Стивена Содерберга и Вонга Кар-Вая Микеланджело Антониони снял новеллу "Опасная связь вещей" для фильма "Эрос", которая стала его последней работой в кино.



Сайт управляется системой uCoz