Венеция-2005: секреты и обманы, тайны и ложь
Секреты и обманы, тайны и ложь, затерянные в недрах истории сюжеты, подлинные лица знаменитейших культурных мертвецов, мощный авторитет режиссерских фамилий — все это Венецианский фестиваль этого года. Урожайный 2005-й начался в Канне, где список брошенных в конкурс имен доводил до киноманской дрожи в коленках. Все повторяется и в Венеции. Две конкурсные программы на 70 процентов состоят из знаменитых и авторитетных, за которыми новички и дебютанты откровенно потерялись.
Умеющих отстраниться от привлекательности нового в пользу обаяния и глубины архива ждало на островке Лидо главное потрясение — составленная второй год директорствующим на фесте киноведом Марко Мюллером ретроспектива "Тайная история азиатского кино" (Ретроспектива японского кино с 1926 по 1978 гг.; Ретроспектива китайского кино с 1934 по 1990 гг.). Два небольших зала до отказа заполнены желающими увидеть на кинопленке все это неизвестное восточное великолепие, и фанаты вряд ли вылезают куда-то в другое место. Пять фильмов покойного Кинджи Фукасаку подряд в один день — от этого просто невозможно оторваться.
Дух Казановы игриво скачет с экрана на экран — каждый день зритель может заглянуть в глаза знаменитейшего лавеласа то в картине Стено 1955 года "Похождения Джакомо Казановы", то в еще более ранней работе Рикакардо Фреда "Таинственный кавалер" (1948). "Тайная история итальянского кино", очевидно, также не забыта. Витальный и иллюзорно сдекорированный на студии "Чинечитта" "Казанова Федерико Феллини" в блеске отреставрированной копии может посвятить Вам полночи к Вашему же удовольствию. Потерянный швед Лассе Халлстрем добавил к этому великолепию свой кусок американского картона "Казанова" /Casanova/ (2005). В этом внеконкурсном фильме Хит Леджер как восковая фигура пытается шевелить конечностями в образе любвеобильного венецианского сидельца на фоне пары открыточных и поэтому безжизненных венецианских видов. Во внеконкурсную программу вывалено много такого американского мяска со звучными режиссерскими именами.
Но Леджер стал абсолютным рекордсменом присутствия на кинобиеннале. Он не только разыгрывает из себя Казанову, подтверждая единственную мысль, что совсем не подходит к роли, как и еще пяток актеров в картине. Но и предстает в главных ролях в двух конкурсных картинах, оставляющих благодаря ему, столь же "приятное" ощущение.
Впрочем, невозможно ругаться на Терри Гилльяма прекрасного и абсурдного. "Братья Гримм" /Brothers Grimm, The/ (2005) — долгожданная работа фонтанирующего брита, три последних выстраданных проекта которого за прошедшие семь лет просто погибли нереализованными. Несмотря на выпадающих из фильма самих братьев Гримм, в исполнении Леджера и Мэтта Дэймона, на безрадостные в кинематографе коллажей ручной сборки копмпьютерно-дешевые спецэффекты, есть чему порадоваться, попав в это готическую литературную параболу. И безумие заплечных дел мастера Кавалльи в исполнении переигравшего всех бергмановского Гамлета — Питера Стормаре. И пьяное лягушатничество имитируещего французский акцент в роли "наполеоновского" генерала англичанина Джонатана Прайса. И само мрачное абсурдистское сказочное пространство постмодернистского детектива, где антураж удачно рифмуется с лучшей гилльямовской картиной "Джаббервоки". Золотой болванкой вписалась в фильм итальянская модельная коровушка Моника Белуччи, но быстро, по замыслу режиссера, развалилась на составные части к финалу под причитания "Я-ль на свете всех милее". Самая коммерческая работа Гилльяма, призванная успокоить продюсеров и прекратить череду неудач.
И Энг Ли тоже любит Хита Леджера. Как и Джек Гилленхаалл. Конкусная "Горбатая гора" /Brokeback Mountain/ (2005) — эпическое ретро. Любовная история из Вайоминга, стартующая в 1963-м и быстро превратившись в гомосексуальный вестерн, лопающаяся в начале 80-х. Любовь — сила природы. Сила эта сталкивает двух ковбоев (Леджер-Гилленхаалл) и превращает их реальную жизнь с родео и рыбалкой, с женами и детьми лишь в фон к желанной и неукротимой мужской страсти. А за всем этим — монументальное место свиданий — красивейшая Brokeback Mountain. Аккуратно, даже мастерски сделано и настолько же однослойно и бессмысленно, без тени иронии.
А по ночам из одной девушки в Sala Grande фестивального дворца изгоняли дьявола. От этого веяло не готическим, а реальным ужасом, тем более что первый титр "Экзорцизма Эмили Роуз" сообщал, что "фильм основан на реальной истории". Некий молодой, но интересующийся Скотт Дерриксон заснял, как над криворотой креветкой Дженнифер Карпентер группа товарищей, во главе со священником Томом Уилкинсоном, проводила обряд Экзорцизма. Звуковой терроризм этой картины заставлял зал кричать еще громче, чем Долби. Вся съемочная группа, во главе с Лорой Линни весь фильм страдала за душу девушки в зале вместе со зрителем, а в кадре Лора сама претерпевала атаку демонических сил, так как по долгу адвокатской службы вынуждена была расследовать это черное дело. Мистический хоррор в традиции "Экзорциста" и "Предзнаменования" семидесятых — редкое и приятное явление, как марроканские специи в европейской кухне.
Впрочем, основные блюда в меню еще на подходе — Феррара, Китано, Туртурро, Чхан-Ук Пак, Шеро, Канте, Герман-джуниор...