Главный режиссер Египта
На 83-м году жизни скончался Юсеф Шахин — режиссер номер один египетского кино, имеющий самую высокую международную репутацию. Он — лауреат берлинского "Серебряного медведя" и юбилейного приза 50-го Каннского фестиваля. Ему посвящены специальный выпуск журнала "Кайе дю синема" и многочисленные ретроспективы.
Юсеф Шахин родился в интернациональном городе Александрии в семье арабов-христиан. Дебютировав в 1950 году, снял 44 фильма. Среди них немало мелодрам, подобных памятным советским зрителям "Черным очкам". Героиня последних Надя Лутфи тоже снималась у Шахина, у него сыграли свои лучшие роли и другие египетские звезды — Фатен Хамама, Магда, а в фильме Шахина "Борьба в долине" дебютировал Омар эль-Шариф — будущий международный плейбой и "доктор Живаго".
Универсальным актером был и сам Юсеф Шахин, переигравший в своих и чужих фильмах множество разнообразных ролей — лирических, характерных, героических, комедийных. Работая в последние годы в копродукции с французами, Шахин снял фильмы "Прощай, Бонапарт!" с Мишелем Пикколи и "Шестой день", в котором Далида играет египтянку, пытающуюся спасти от холеры внука.
Фильмы Шахина лишь обманчиво похожи на стандартные мелодрамы. Режиссер озабочен национальными и социальными проблемами арабского мира в переломные для него исторические моменты. Он воссоздавал на экране коллизии и легенды франко-алжирской, египетско-израильской войн. Теплота и темперамент, с какими режиссер изображал простых людей, сродни неореализму, классический образец которого Шахин дал в фильме "Каирский вокзал" (1958). Он сыграл там в паре с Хинд Ростом, которую называли египетской Лоллобриджидой и египетской Бардо. Кипевшие в этом и других фильмах любовно-криминальные страсти, полнота и привлекательность телесной жизни явно выбивались из рамок исламской традиции. Шахин уже тогда создал свой неповторимый мир и свой стиль, который впоследствии окрестили "египетским барокко" и "шампанским Египта".
Делая копродукции с Алжиром и Ливаном, Шахин не мог пройти мимо главного тогдашнего друга арабов. Вполне естественно, что египетскому режиссеру номер один было поручено поставить первый совместный фильм с Советским Союзом. Как многие подобные проекты, этот оказался мертворожденным, уже в зародыше утратив актуальность. Посмотрев в 1968 году материал картины "Люди на Ниле", и советское, и египетское начальство осталось недовольно и потребовало не просто перемонтажа, но кардинальных пересъемок. Замученный фильм вышел на экраны тогда, когда он уже никому не был нужен.