5 фильмов с участием Марлен Дитрих
На канале "Культура" смотрите с 21 по 25 июля ретроспективу фильмов с участием легендарной Марлен Дитрих:
"Марокко" — 21 июля в 11:45,
"Шанхайский экспресс" — 22 июля в 11:45,
"Ангел" — 23 июля в 11:45,
"Нью-Орлеанская возлюбленная" — 24 июля в 11:45,
"Зарубежный роман" — 25 июля в 11:45.
Картина "Марокко" (21 июля в 11:45) основана на книге немецкого журналиста Бенно Виньи, "Эмми Джолли", и, как впоследствии вспоминала Дитрих, изначально она была шокирована тем, что ей предложили роль певички кабаре, проститутки и наркоманки. Но студия "Парамаунт" уже купила права на фильм и подготовила сценарий — отступать было некуда. Режиссера Джозефа фон Штернберга иногда называют первым визуальным стилистом американского кино. И хотя перед съемками "Марокко" режиссера предупреждали, что подписав контракт с Дитрих, он разрушит свое будущее — Дитрих была слишком известной звездой немого кинематографа, чтобы от нее ждали многого в звуковом кино, — именно образ Лолы-Лолы, пряной, плотской, экзотичной, и принес славу этому фильму. Кажется, фон Штернберг зачарован своей актрисой: столько места в фильме отведено тому, как она движется, как выглядит.
В "Марокко" фактически нет сюжета, события развиваются достаточно медленно. Фантастичные восточные декорации фон Штернберга оттеняют игру молодых Дитрих и Купера, еще не осознающих полноты своей магнетичной власти на экране. Не стоит искать в этом фильме особой реалистичности: вряд ли героиня, подобная Дитрих, могла существовать в марокканской пустыне. Фильм удостоен премии киноакадемии Японии как лучшему зарубежному фильму (1932). В 1992 году фильм включен в государственный регистр США как общенациональное достояние. Картина была также выдвинута на "Оскар" в 4 номинациях. Это была единственная работа Дитрих, номинировавшаяся на эту премию.
"Шанхайский экспресс" (22 июля в 11:45) — один из самых известных фильмов с участием Дитрих, снятых Джозефом фон Штернбергом, являющийся прекрасным образцом американского кинематографа 30-х годов. История чем-то напоминает сюжеты Мопассана: буржуазия против революции, старая любовь против устоявшейся морали.
Изумительные декорации и великолепная операторская работа не только достоверно передают восточную экзотику, но и создают определенную атмосферу скованности и подавления, предвосхищающая фильм нуар. Ли Гармес, получивший "Оскара" за игру света и тени и чеканные силуэты героев, многое позаимствовал у немецких мастеров. Путешествие в Шанхай параллельно становится и путешествием по человеческой душе, раскрывая ложь и лицемерие, ханжество и духовный упадок. Общий серьезный тон картины снижается за счет ярких реплик героини Марлен Дитрих, чей талант в этом фильме открывается с неожиданной комической стороны. Фильм удостоен премии "Оскар" за операторскую работу (1932), номинации — "лучший фильм" и "лучший режиссер".
"Ангел" (23 июля в 11:45) — фильм о хрупкости семейного счастья и человеческого взаимопонимания. Фильм-камея в стиле ар-деко, представляющий салонную семейную драму с благополучным буржуазным разрешением; типичная романтичная комедия 30-х годов, демонстрирующая великолепные старосветские манеры, отсутствие чувства юмора и драматичный пафос, напоминающий о пьесах Оскара Уайльда и атмосферой, и антуражем. Лучше всего картину характеризует фраза, которой обмениваются главные герои за завтраком: "Двое умных людей не могут придумать, из-за чего им поссориться". Одна из самых красивых картин с участием Марлен Дитрих, рисующая картины безмятежного быта британских аристократов. Мария Баркер, прекрасная жена вечно занятого британского дипломата, в салоне своей старой знакомой, великой княгини Анны Дмитриевны, случайно встречает американца, который влюбляется в нее с первого взгляда. Он приглашает ее на ужин и объясняется в любви, но когда, гуляя по парку, он отворачивается, чтобы купить ей букет фиалок, она исчезает. Увидев ее в следующий раз, он узнает, что его возлюбленная — жена его лучшего друга. Решится ли она бросить мужа и дом, чтобы быть с человеком, который любит ее? Или останется со своим мужем-трудоголиком, который, наконец, поймет, насколько жена ему дорога?
"Нью-Орлеанская возлюбленная" (24 июля в 11:45) — очаровательная сентиментальная комедия. Рене Клер, известный французский режиссер, и в Голливуде не растерял своего европейского шарма. Однако на съемочной площадке царила полная кутерьма (Клер не говорил по-английски, а Брюс Кэбот не помнил ни слова из своей роли), поэтому Дитрих вспоминает об этом фильме в достаточно негативном ключе.
В картине "Нью-Орлеанская возлюбленная" Марлен Дитрих играет пародию на самое себя — ее образ безжалостной соблазнительницы, растиражированный предшествующими фильмами, в этой картине достигает своего комического апогея. За ее героиней графиней Клер Леду в прямом смысле слова тянется шлейф разбитых сердец, а хитроумный спектакль, который она разыгрывает с целью привлечь внимание богатого банкира, достоин аплодисментов. Фильм напоминает французский водевиль количеством розыгрышей и внутренних пародий. Картинный банкир разыгрывает спектакль со спасением графини, не менее картинная авантюристка-графиня при помощи разнообразных трюков пленяет его сердце. Добрый молодец — моряк Роберт Латур — тоже попадает в ее сети и закладывает банкиру свой корабль, а в конце графиня вынуждена ломать комедию и изображать собственную племянницу, разбитную девицу Лили, чтобы свалить на нее собственные грехи — тайну ее темного прошлого раскрывает еще один комедийный персонаж, русский аристократ Золотов. Образ Клер Леду — сирены, разрывающейся между двух возлюбленных, богатым и бедным, — один из самых запоминающихся, хотя и нехарактерных, в творчестве Дитрих. Сама картина пропитана духом ностальгии Рене Клера по европейской "прекрасной эпохе". Фильм был номинирован на "Оскар" за лучшие декорации.
"Зарубежный роман" (25 июля в 11:45) сочетает в себе элементы комедии и трагедии, морализаторства и горькой иронии. Казалось бы, этот фильм о том, как целомудренная победившая Америка воспитывает развратную побежденную Европу, — но все оказывается гораздо сложнее. "Горе побежденным!", — могла бы написать на развалинах Берлина Эрика фон Шлютов, героиня картины "Зарубежный роман", некогда возлюбленная одного из нацистских лидеров, а теперь возлюбленная бравого американского капитана Джона Прингла. И все бы хорошо (каждый устраивается, как может), но в Берлин прибывает комиссия конгрессменов из США проверять моральный дух и поведение военнослужащих. Среди них и непримиримая противница романтических связей с немецким гражданским населением конгрессмен из Айовы Фиби Фрост, которая страдает локальным ура-патриотизмом и неумением понять хоть что-то, выходящее за рамки ее жестких моральных принципов "кукурузного штата". Она влюбляется в Джона Прингла и начинает собственное расследование: кто покрывает темное прошлое Эрики фон Шлютов. Детективный сюжет и искрометные диалоги в исполнении двух изумительных актрис, Джин Артур и Марлен Дитрих, сделали этот фильм одной из самых ярких картин эпохи. Картина Номинирована на "Оскар" за лучшую операторскую работу и лучший сценарий.