Жюри Локарно отдалось женщинам

"Золотого леопарда" получил фильм "9 жизней"

Фестиваль в Локарно (см. Ъ от 6, 9 и 11 августа) завершился неожиданным результатом. Почти ни одна из картин, которым прочили призы, их в итоге не получила. Жюри поставило над всеми остальными конкурсными работами показанный в последний день фестиваля американский фильм "9 жизней" режиссера колумбийского происхождения Родриго Гарсии. Из Локарно — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Латиноамериканская группировка, чтобы не сказать мафия, все более успешно орудует в Голливуде. Родриго Гарсия писал сценарий для "Фриды", снимал сериалы и участвовал в ряде других проектов. Потом проявил себя знатоком женского сердца и стал снимать известных актрис. На "9 жизней" он пригласил Глен Клоуз, Сисси Спейсек, Робин Райт Пенн, Холли Хантер и других опытных профессионалок (всего числом девять) и снял жизненное кино, немного в традициях мексиканского сериала и в духе известной картины "21 грамм" о пересекающихся судьбах. Ноу-хау господина Гарсии состоит в том, что его героини — исключительно дамы. У каждой в распоряжении один эпизод, который длится ровно 12 минут и отснят за два дня. Все съемки уложились в 18 суток. Одна из женщин сидит в тюрьме и мечтает о встрече с сыном. Вторая переживает старую обиду, нанесенную ей отчимом. Третья никак не может расстаться с любовником. И так далее. Этой картине присудили главный приз "Золотой леопард", а коллективу из девяти актрис — приз за лучший парад женских ролей.
Спецприз жюри достался франко-японской ленте "Совершенная пара" Нобухиро Сувы. "Серебряных леопардов" получили три фильма: "Братоубийство" немецкого турка Йылмаза Айслана, "На три градуса холоднее" натурального немца Флориана Хофмейстера и "У нас все в порядке" иранца Бижана Мирбадери. Все они связаны с интимно-семейными психологическими проблемами, хотя в некоторых важную роль играют социальный фон и проблемы иммигрантов.
В конкурсе видеоработ одним из главных победителей стал фильм "Массажист" филиппинца Брильянто Мендозы. Это грустная история молодого парня, вынужденного зарабатывать на жизнь в массажном салоне для геев. После смерти его отца выясняется, что и отец, и дед парня подвизались на ниве той же самой профессии, по сути близкой к проституции. Темы проституции, наркотиков и других пороков были популярны на фестивале. Особенно смачно они представлены в фильме швейцарского режиссера Самира "Белоснежка". Несмотря на техническую изощренность этой картины, ее мораль чрезвычайно плоская, а антибуржуазный пафос наивен. Напротив, скромный филиппинский "Массажист", снятый на видео, привлекает тактом в изображении скользкой темы.

Победа американского кино выглядела достаточно логично на фестивале, который показал больше всего американских фильмов. Он закрылся поэмой о протестующей Америке "Нэшвилл" Роберта Олтмена (ее представляла на пьяцце Гранде играющая в этом фильме Джеральдина Чаплин). Едва ли не главным событием фестиваля стала полная ретроспектива Орсона Уэллса. Несмотря на бесконечные споры между его наследниками и различными кинокомпаниями за авторские права, удалось показать все фильмы режиссера, включая особенно спорного "Фальстафа". Ретроспективу посетили старшая дочь Уэллса Кристофер и его последняя любовь Оя Кодар. Она стала одной из героинь знаменитого фильма Уэллса "F for Fake", который еще в начале 70-х поставил проблему фальсификации как ключевую в современном искусстве. Могучая фигура Уэллса обрисовалась в Локарно во всей полноте в процессе конференций, посвященных его главным работам и незавершенным проектам. Это был последний из могикан классического кино, который перебросил мост к новым волнам и парадоксальным образом стал одной из культовых фигур модернизма (достаточно назвать его великолепный "Процесс" по Кафке).
В отличие от Америки Россия в Локарно практически отсутствовала. Если не считать швейцарского документального фильма "Белый террор", где прослеживаются международные связи американских, российских и скандинавских скинхедов в борьбе за светлое будущее белой расы. Или французской "Бани", где в большом количестве показаны голые русские мужики, а баня становится метафорой российского коллективизма (съемки производились в банных помещениях монастыря, армейской части, тюрьмы). Наконец, в канадском фильме "Семья" женщина звонит своему любовнику, который лежит с газетой. Он говорит: "Ты знаешь, что Россия напала на Чечню?" В ответ слышит: "Какой ужас! Давай займемся сексом. Прямо сейчас".



Сайт управляется системой uCoz