Блондинка для мебели
// Жизнь Грейс Келли в венском музее
Выставка фото
Выставка уникальных фотографий, запечатлевших Грейс Келли, проходит в Венском музее придворной мебели. За жизнью успешной актрисы, в возрасте 25 лет оставившей Голливуд ради семейного счастья, наблюдал специально для "Ъ" АЛЕКСЕЙ Ъ-МОКРОУСОВ.
Венский склад придворной мебели Габсбургов, обретший ныне статус музея, находится рядом с улицей Марияхильферштрассе, известной своими магазинами. Склад тоже выглядит, как магазин: огромный, дорогой, антикварный, полный кресел и балдахинов над кроватями. Самое место для выставок не о великих архитекторах и дизайнерах, а о кинозвездах — от Мэрилин Монро до Одри Хепберн. Сейчас в музее мебели вспоминают Грейс Келли (1929-1982), актрису, сумевшую в жизни показать, что такое голливудская мечта. В отличие от многих фотовыставок о кинодивах прошлого, кочующих по миру словно цирки-шапито, эту сделали только для венской столицы и больше нигде не покажут. Среди ее авторов такие мэтры фотографии, как Милтон Грин и Филипп Халсман, но много и забытых авторов. Сотня снимков, в том числе редких, показывают, как в ХХ веке сказка становилась былью.
Дочь каменщика, ставшего миллионером и олимпийским чемпионом по гребле, Келли провела дни молодости в Нью-Йорке, снимаясь в телесериалах и подрабатывая манекенщицей. Но слава настигла ее благодаря большому экрану. Надо заметить, что Грейс снялась едва ли в десятке фильмов, причем главных ролей среди них не наберется и полдюжины. Этого оказалось достаточно, чтобы остаться в истории кино. Все-таки работала она с крупнейшими режиссерами эпохи, начиная с Джона Форда, а сила ее актерского обаяния поражает и полвека спустя.
Ее первый успех связан с фильмом Фрэнка Циммермана "Ровно в полдень" — вестерна, вошедшего в историю кино так же, как и фильмы Хичкока. Келли сыграла в трех хичкоковских шедеврах середины 1950-х — "В случае убийства набирайте "М"", "Окно во двор" и "Поймать вора" (наверняка именно эта часть ее биографии, как и последующая женитьба, исключила имя Келли из советского кинословаря 1982 года).
Блондинка в истолковании Келли — девушка сверхспособностей, как интеллектуальных, так и сексапильных. Это девушка с неукротимым характером, которой поначалу удается скрыть его под маской светского обаяния и шарма. Не зря ее называли то ледяной феей, то вулканом под маской ледника. Впрочем, "Оскара" в 1955-м актриса получила не за хичкоковские шедевры, а за "Деревенскую девушку". Название звучит чуть ли не как издевка и уж точно не предвещает последнего ее фильма — комедии "Светское общество". Комедией и закончилась голливудская часть карьеры Келли.
К моменту премьеры она уже была обручена с князем Монако Ренье III, с которым познакомилась на кинофестивале в Канне. Корреспондент Paris Match решил свести их ради фотосессии на тему "Аристократия встречается с искусством". В результате образовалась одна из самых ярких монархических семей ХХ века. Келли стала любимицей Монако (чьи правители, надо отдать им должное, на протяжении столетий почти ничем себя не проявили). Заодно в неприметное княжество на Лазурном берегу потянулись миллионы туристов, светских львов и деятелей богемы. Келли сыграла главную роль в этой неожиданно начавшейся пиар-кампании.
Успех ее был столь оглушительным, что муж в какой-то момент начал ревновать Грейс и к славе, и к умению легко и просто сходиться с людьми. В послевоенной Европе Келли не чувствовала себя американкой, скорее, это было возвращение домой. Ведь корни у нее немецкие и ирландские, а детство прошло в католических школах. В своей новой роли она больше думала о филантропии. Благотворительность превратилась в ее главное занятие, а Красный Крест Монако, которым она руководила, стал одним из самых известных в мире.
Лишь однажды Грейс Келли собралась вернуться в кино. Хичкок очень хотел снять ее в ленте "Марни", ради нее он и купил сценарий, где героиня беспрерывно меняет свою внешность и биографию. Дело едва не кончилось государственным скандалом. Для принцессы уже не осталось места в кино, разве что в хронике. Как принцесса Диана не могла во второй раз выйти замуж за сына египетского миллиардера, так и Келли предстояло играть теперь в других сценариях. Как и Диана, она погибла в автокатастрофе. 13 сентября 1982 года на горной дороге ее машина не вписалась в поворот. Грейс Келли прожила еще сутки, оставив память об одной из самых необычных принцесс ХХ века и коллекцию фотографий, часть которой теперь показана в Вене.