Современное искусство прощается с Третьяковкой

В "РИА Новости" прошла пресс-конференция, посвященная судьбе коллекции отдела новейших течений Третьяковской галереи, который остался без руководителя после увольнения в конце июня Андрея Ерофеева. Помимо Андрея Ерофеева и сотрудников его отдела на пресс-конференцию пригласили руководителя Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Леонида Бажанова, художников и представителей администрации Третьяковки. Рассказывает АННА Ъ-ТОЛСТОВА.

Если не считать выступления художника Георгия Литичевского, развернувшего перед входом в здание "РИА Новости" огромный плакат-комикс с разъяренным Павлом Михайловичем Третьяковым, обличающим нынешнее руководство музея, пресс-конференция прошла в конструктивной и дружественной обстановке. Андрей Ерофеев, уволенный из Третьяковки как раз в то самое время, когда ему предъявили обвинение по ст. 282 УК РФ в "возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства с использованием служебного положения" за организацию выставки "Запретное искусство" в Сахаровском центре, не пытался изображать мученика. Напротив, он даже поблагодарил Третьяковку за проявленную толерантность: "Можно только диву даваться, что мы проработали в этом музее семь лет, и нас не выпихнули оттуда раньше".

Свой конфликт с руководством Третьяковки Андрей Ерофеев описывает как институциональный: конфликт традиционного музея и музея современного искусства, каковым по сути и был его отдел. Во-первых, Третьяковка все еще осознает себя картинной галереей, отсюда ее подозрения к новым формам визуального искусства — объекту, инсталляции, видео, перформансу. Во-вторых, Третьяковка представляет историю русского искусства отдельно от мирового, загоняя его тем самым в гетто, тогда как отдел новейших течений в своей постоянной экспозиции и временных выставках пытался поместить отечественное искусство в интернациональный контекст. Словом, разрыв был неизбежен, и теперь Андрей Ерофеев намерен собирать новую коллекцию для нового — государственно-корпоративного — музея актуального искусства, рассчитывая на поддержку частных коллекционеров с одной стороны, и нового министра культуры Александр Авдеева с другой.

Коллекция отдела новейших течений, которую Андрей Ерофеев по личной инициативе начал собирать еще в 1980-е годы, продолжил пополнять в музее-усадьбе "Царицыно" и увеличил аж на 850 единиц хранения с тех пор, как в 2001 году ее передали Третьяковке, остается в собственности Государственного музейного фонда и будет храниться в Третьяковской галерее. Однако судьба этого собрания вызывает у его создателя опасения. Проблема в том, что более половины коллекции отдела новейших течений не приобретено Третьяковкой, всех закупочных средств которой, по словам господина Ерофеева, "не хватит и на половину картины Эрика Булатова" (цены на его работы на рынке достигают $2 млн), существует на правах "временного хранения" и в любой момент может быть забрано владельцами. То есть самими художниками, которые были готовы отдать свои произведения Андрею Ерофееву под его кураторские проекты, но могут не подарить их музею, с недоверием относящемуся к современному искусству. Поэтому уволенный куратор призвал художников не забирать свои творения: "Если они выйдут на рынок, они сгорят, как в костре, в частных коллекциях". А также выразил надежду, что Третьяковка будет сотрудничать с тем музеем актуального искусства, который он собирается создавать, и будет предоставлять вещи из коллекции отдела новейших течений на временные выставки. Главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева, в очередной раз попеняв Андрею Ерофееву на беспорядки в хранении, неожиданно заявила, что если в его новом музее будет надлежащим, с точки зрения Минкульта, образом оформлена вся документация, то сотрудничество вполне возможно.

Несмотря на такие речи, большого оптимизма пресс-конференция все же не вызвала. Классик соц-арта скульптор Борис Орлов очень точно охарактеризовал ситуацию с увольнением Андрея Ерофеева как "отлучение автора коллекции от своего детища" и призвал Третьяковку всячески сотрудничать с изгнанным ею куратором. Руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов высказал сомнения в том, что Россия сегодня готова создавать государственный музей актуального искусства. А пионер отечественного перформанса Герман Виноградов, вспомнив, как легко и приятно художникам было работать с Андреем Ерофеевым, сообщил, что сейчас многие мастера современного искусства с интересом присматриваются к музею "Пермь-36", единственному в России музею политических репрессий, расположенному в одном из бывших лагерей ГУЛАГа. Хочется верить, что музейная деятельность Андрея Ерофеева развернется все же в местах не столь отдаленных.



Сайт управляется системой uCoz