Настоящее и будущее коллекции Андрея Ерофеева
Пресс-конференция "Отдел новейших течений без Третьяковки. Настоящее и будущее коллекции Андрея Ерофеева и его команды", посвященная судьбе коллекции и отдела Андрея Ерофеева, состоится 9 июля в 14.00 по адресу: Зубовский бульвар, д.4 (РИА-Новости).
Андрей Ерофеев — бывший заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи — уволен из музея 27 июня 2008 года приказом директора В. Родионова по статье 81 Трудового кодекса РФ.
На протяжении 20 лет Ерофеев вместе с единомышленниками и при активной поддержке Министерства культуры с нуля формировал коллекцию независимого ("неофициального" по терминологии советского времени) российского искусства. Сегодня эта коллекция насчитывает более 5 тысяч произведений (2500 на постоянном и 3000 на временном хранении). Она охватывает творчество всех видных отечественных художников 1950-2000-х годов. Это самое большое музейное собрание современного отечественного искусства в России.
Поначалу коллекция базировалась в музее-заповеднике "Царицыно", а с 2001 года переехала в Третьяковскую галерею, где Ерофеев и его команда по собственной инициативе разработали и частично осуществили программу преобразования Третьяковки на Крымском Валу из музея традиционного типа в музей современного искусства. Предполагалось раскрыть музей на демонстрацию и публичное обсуждение инновационных поисков как всемирно признанных, так и молодых актуальных художников. Ерофеев инициировал клубы встреч художников и зрителей, мастер-классы новейшего искусства для юношества, лекционные циклы по истории российского и зарубежного авангарда. Была создана первая в стране постоянная экспозиция российского независимого искусства 1950-2000-х годов, развернута серия персональных и крупных эпохально-стилевых выставок.
С середины 2007 года все программы отдела Андрея Ерофеева по обновлению Третьяковки на Крымском Валу начали сворачиваться. Дирекция музея ограничила работу отдела функциями инвентаризации уже принятого на постоянное хранение материала. Что же касается временного фонда, то дирекция приступила к его раздаче владельцам. С увольнением А.Ерофеева этот процесс будет ускорен.
Как и где сохранить отобранные к приобретению произведения, находящиеся ныне на временном хранении в Третьяковке? Как сохранить дееспособный музейный коллектив, имеющий редкий опыт интерпретации, популяризации и экспонирования актуального искусства? Как и где продолжить миссию Ерофеева и его команды — создание в России музея современного искусства?
В пресс-конференции примут участие сотрудники отдела Андрея Ерофеева, а также известные художники, искусствоведы, критики и философы.
РИА Новости. Пресс-конференция.
9 июля 2008, 14 часов.
Зубовский бульвар, дом 4, Новый зал, 2-ой этаж, вход с левого торца здания. Телефоны для аккредитации: 637. 50. 19, 645. 64. 72 art@aerofeev.ru, petrova_av@mail.ru
Напомним, что недавно на сайте информационного агентства GiF.Ru было опубликовано открытое письмо директору ГТГ от сотрудников отдела новейших течений.
СПРАВКА ОБ ОТДЕЛЕ: Музейное коллекционирование новейшего, создаваемого "здесь и сейчас" искусства затрудняется, если не сказать практически исключается тем обстоятельством, что музей по определению ориентирован на утверждение и поддержание безусловных и признанных эстетических ценностей, а "живое" авангардное искусство — на постановку этих ценностей под сомнение. Создаваемые авангардом новые образы, приемы и формы в первый момент представляются не только сомнительными, но, подчас, и вовсе не воспринимаются в своем эстетическом аспекте. Вместе с тем необходимая "проверка временем", на которую так уповают музейщики, приводит к тому, что лучшие и ключевые произведения новаторов оказываются за пределами досягаемости — оседают в частных коллекциях или уходят за границу. Данная ситуация складывается не только в классических музеях, преимущественно ориентированных на историю, но даже и в музеях современного искусства, которые также не лишены тенденции к академизации.
В целях сокращения разрыва между корпусом музейных коллекций и ныне творимым искусством в ряде зарубежных музеев созданы и активно действуют "буферные" подразделения, ориентированные на работу с актуальным творчеством. К подобным структурам относятся:
* Галерея Tate Modern при лондонской Tate Gallery;
* Галерея ARC в Музее современного искусства города Парижа;
* Galerie Contemporaine при Музее современного искусства Центра Жоржа Помпиду.
Характер, принципы работы и коллекции этих "галерей" подчас резко контрастны тем подходам, на которых базируется деятельность их головных организаций. "Галереи" наделены большой долей самостоятельности. Они визуально и территориально обособлены от своих музеев. В то же время административно, финансово и с точки зрения прав собственности всецело подчинены им.
Эти отделы имеют отличающуюся от их головных организаций структуру фондов, собственную политику комплектования, изучения и популяризации искусства, они ориентированы на экспериментальные выставочные практики и приемы.
В российской практике аналогичных прецедентов мало, один из них — отдел новейших течений Государственной Третьяковской галереи.
На Коллегии Министерства культуры РФ весной 2000 года было принято решение о возложении функции формирования государственной коллекции современного искусства на Государственную Третьяковскую галерею. Эту точку зрения поддержал и министр культуры М.Е.Швыдкой, который выдвинул идею создание в ГТГ нового отдела, основой которого стал сектор новейших течений Государственного музея-заповедника "Царицыно" и собранная им коллекция новейшего отечественного искусства под руководством Андрея Ерофеева в течении 20 лет. Базовая коллекция отдела сразу составила более 1500 единиц постоянного хранения и 1000 единиц временного хранения, включила в себя произведения всех ведущих мастеров отечественного авангарда 2 половины ХХ столетия — Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Ивана Чуйкова, Александра Косолапова, Леонида Сокова, Франциско Инфантэ, Риммы и Валерия Герловиных, Комара и Меламида, Бориса Турецкого, Михаила Рогинского, Александра Юликова, Бориса Орлова, Дмитрия Пригова, а также всех выдающихся представителей молодежного авангарда 1980-х, концептуального психоделического искусства и акционизма 1990-х.
Главная цель деятельности отдела новейших течений состоит в научном изучении, коллекционировании и экспонировании авангардных тенденций в российском искусстве со второй половины ХХ столетия по настоящее время. В результате работы отдела многие произведения удалось вернуть из эмиграции. Например, редчайшие образцы русского поп-арта — объекты Л.Сокова А.Косолапова, А.Комара и В.Меламида, Д.Пригова. Некоторые невосполнимые утраты (картины Э.Булатова) компенсируются собранием графики, включающим этюды и эскизы. Отдельные шедевры, представляющие принципиальный интерес для ретроспективной экспозиции, восстановлены авторами специально для данной коллекции — к примеру, знаменитая "Красная дверь" М.Рогинского или одна из первых инсталляций российского искусства — "Комната" И.Наховой. В последнее время главное внимание сотрудники сектора обращали на поиски работ малоизвестных или забытых авторов таких, как В.Слепян, О. Прокофьев, Ю.Васильев-Мон.
За 7 лет работы сотрудники отдела создали постоянную экспозицию в залах 39-42 в здании на Крымском Валу, научно-популярно иллюстрирующей развитие русского искусства второй половины 20 века: от кинетизма до самых последних тенденций.
Структура фондов отдела изначально отличалась от принятой в исторических отделах ГТГ практики. Хранение является многосоставным с точки зрения жанров и техник и построенным по хронологическому принципу.
На данный момент фонды постоянного хранения отдела составляют:
Искусство 1960-70-х гг (769 ед.хр.)
Искусство 1980-х гг. (490 ед.хр)
Искусство 1990-х гг. (544 ед.хр)
Фонд графики, фотографии и авторской книги (1650 ед.хр)
научно-вспомогательный фонд (533 ед. хр.)
Принятые в музее правила хранения не всегда отвечают требованиям обеспечения сохранности произведений современного искусства, что часто приводит к конфликтам с руководством и невыполнению обозначенных сроков. К тому же, процесс комплектования динамичен, требует оперативности.
При создании отдела изначально подразумевалось, что главной особенностью будет заключаться в наличие обширного фонда ВХ. На временном хранении находится до 60% произведений всего фонда отдела для отложенных закупок и намечаемых выставок. Предполагалось, что произведения, принятые на ВХ в фонды отдела, будут проходить "обкатку" на различных выставках, организуемых отделом. И лишь по прошествию 3-5 лет будут передаваться на закупку или приниматься в дар в постоянный фонд.
На данный момент в отделе работает 8 высокопрофессиональных сотрудников, специалистов в области современного искусства.
Андрей Ерофеев, заведующий отделом.
Сергей Епихин, старший научный сотрудник, автор публикаций, художественный критик, историк искусства. Работает с 2001 года.
Татьяна Волкова, научный сотрудник отдела, хранитель фонда искусство 1980-х и искусство 1990-х гг, куратор выставочных проектов, арт-критик. Работает с 2001 года.
Анна Дикович, научный сотрудник, хранитель фонда искусство 1960-70-х гг, искусствовед. Работает с 2003 года.
Александра Криксунова, научный сотрудник, хранитель фонда графики, фотографии, авторской книги. Работает с 2004 года.
Анастасия Петрова, младший научный сотрудник, музеолог, куратор. Работает с 2007 года.
Оксана Саркисян, младший научный сотрудник, хранитель фонда научно-вспомогательного материала, историк искусства, преподаватель РГГУ, куратор, арт-критик. Работает с 2007 года.
Кирилл Светляков, заместитель заведующего отделом, хранитель фонда временного хранения, искусствовед, преподаватель МГТУ, автор двух монографий, публикаций. Работает с 2006 года.
На основе коллекции отделом новейших течений совместно с отделами графики, скульптуры и живописи 2-ой половины ХХ века были организованы следующие выставки в здании ГТГ на Крымском валу: "Московская абстракция" (2003), персональные выставки М. Рогинского (2002), Б. Турецкого (2003), Э. Булатова (2003), Н. Вечтомова (2004), В.Пивоварова (2004), выставка-инсталляция И. Кабакова "Десять персонажей" (2003-2004), "Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000-х годов" в рамках 1 московской биеннале современного искусства (2005), "Москва-Варшава/Warszawa-Moscwa.1900-2000" (Захента, Варшава, 2004-2005), "Русский поп-арт"(2005), "Соц-арт. Политическое искусство России" (2007). Работы из фондов отдела новейших течений приняли участие в выставках "Москва-Берлин. 1950-2000" (Мартин Гропиус Бау, Берлин — ГИМ, Москва, 2003 -2004), "Россия!" (музей Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк, 2005).
В течении нескольких лет отдел разрабатывал и внедрял в музейную практику новые формы работы со зрителем — организован дискуссионный клуб, цель которого обеспечить коммуникацию аудитории с известными русскими художниками, цикл выставок в зале №63 "Эфемерное искусство", где специально для Третьяковской галереи представили свои проекты Д.Пригов, Н.Олейников, группа "Синие носы", К. Звездочетов, С.Бугаев (Африка) и многие другие.
В ходе выставок, проектов и методичного комплектования у музея появился новый зритель, значительно пополнилась коллекция. По инициативе заведующего отделом Андрея Ерофеева было создано Общество коллекционеров современного искусства (некоммерческая организация ОКСИ), главными задачами которого стали отбор и безвозмездная передача произведений в Третьяковскую галерею.
С 2001 по 2008 год через ОКСИ в фонды ГТГ было передано 472 произведения ключевых для истории русского искусства авторов — В.Комара и А.Меламида, В.Сысоева, Б.Орлова, Д.Пригова, А.Косолапова и др; закуплено — 9 произведений:
Д.Плавинский. Стена Новгородского храма. 1974 (78).
Л.Соков. Портрет бюрократа (Андропова). 1984.
Э.Булатов. Диагональ (Разрез). 1965-66.
В.Колейчук. Стоящая нить. 2002
Ю.Васильев-Мон. Страдания современной женщины. 1966.
Ф.Инфанте. Заросший склон горы. Пластический вариант бесконечности. 1962.
В.Слепян. Абстрактная композиция. 1958.
Б.Орлов. Серия геральдических поцелуев.
Э.Штейнберг. Абстрактная композиция. 1979.
На материалах коллекции был подготовлен курс лекций по истории и теории русского и зарубежного искусства 2-половины ХХ века, ежегодно читаемый сотрудниками в стенах ГТГ.