"Удар Солнца"

В культурной жизни Узбекистана появилось уже два "магнитных центра" для смелых творческих экспериментов и неформальных художественных поисков.

Раньше центр был лишь один — знаменитый негосударственный театр Марка Вайля "Ильхом" с его замечательными постановками, на которые элитарная публика не только Ташкента, но и соседних стран СНГ стремилась попасть как на священное действо современного искусства. Теперь же внимание как столичной публики, так и, в первую очередь, творческих людей, особенно молодежи, стали все больше привлекать и мини-фестивали VideoART, с апреля 2007 года почти ежемесячно организуемые ташкентским Музеем Кино при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане.

Поначалу экспериментальное мероприятие, провозгласившее своей "официальной идеологией" постмодернизм и актуальные поиски, было своего рода узким клубом энтузиастов в стране, где институты государственной власти поощряют, прежде всего, укрепление и развитие традиций, в том числе художественных. Но попытка молодежных мини-фестивалей, относительно которой многие скептики из числа старшего поколения художников и искусствоведов высказывали предположения, что она быстро угаснет, истратив внутреннюю энергию новизны и не найдя широкого общественного резонанса, вопреки таким ожиданиям сама переросла в новаторскую традицию каждодневного творчества одаренных индивидуальностей или целых неформальных коллективов.

За первый год было показано более семидесяти оригинальных роликов, созданных четырьмя десятками авторов, большинство из которых нашли в зале Музея Кино благодарную аудиторию. "Раскрутке" фестивального движения способствовали чрезвычайно яркие, иногда откровенно шокирующие работы молодого художника Александра Барковского, вскоре признанного и за пределами Узбекистана, а также участие в процессе опытных кинодокументалистов — Олега Карпова и Умиды Ахмедовой, известных художников Вячеслава Усеинова и Дмитрия Ахунбабаева, кинокритика Камаритдина Артыкова. Внесли свою лепту и "Безбашенные" — группа ташкентских студентов, просто зафиксировавших на мобильник свои дерзкие проделки в духе "флеш-моб", чем взбудоражили местную публику, не привыкшую видеть нечто подобное.
Однако, по мнению культурного обозревателя Марии Стальбовской, интерес простых зрителей к VideoART в других странах, возможно, давно и более развитому, но никак не относящемуся к числу "популярных" жанров, был предрешен атмосферой свободного самовыражения, установившегося на фестивалях в Ташкенте. Действительно, в традиционном обществе Узбекистана, где свобода слова и свобода выражения "традиционно" зажаты, "свобода образа" в актуальном искусстве естественно привлекает внимание многих как своеобразная отдушина. А заведомая "элитарность" VideoART в отличие от других направлений художественного творчества, лишь создала предпосылки для увеличения степеней этой свободы.

Поединок внутри жанра?

Между тем, было замечено, что среди фестивальных роликов парадоксально почти отсутствует собственно видеоарт, как уже "устоявшаяся" разновидность современного изобразительного искусства. Хотя этот жанр, наряду с инсталляциями и перформанс, обычно неслабо представлен на ташкентских Бьеннале, организуемых Академией художеств Узбекистана, а также в работах узбекских художников, демонстрируемых в художественных галереях и выставках за рубежом. Но загадки в этом искать не приходится. Из-за небольшой, если не сказать — никакой академической и международной престижности молодых мини-фестивалей в Ташкенте для большинства профессиональных художников они изначально оказались не привлекательны. Тем смелее личности, объединившиеся вокруг Музея кино, предались экспериментам в области, которая их привлекала больше, — попытках создания не бюджетных художественных, в том числе игровых фильмов, которые еще в прошлом десятилетии могли быть отнесены скорее к авторскому кинематографу, чем к авангардным направлениям изобразительного искусства, создаваемым с помощью видео.

Чтобы тактично "подправить" эту пока еще довольно спорную тенденцию, Швейцарское бюро с марта 2008 года предложило участникам мини-фестивалей своего рода бесплатный образовательный курс с просмотром видео-курса известного российского культуролога Кирилла Разлогова "От авангарда к видеоарту", лекциями Виктории Чистяковой и другими мероприятиями в рамках проекта "Медиалаборатория". Ташкентских авторов этот урок, разумеется, не смутил. Наоборот, обновив и пополнив свой культурный багаж созерцанием "классики" жанра и теоретическими выкладками зарубежных киноведов, они приняли все это на собственное вооружение для дальнейшего творчества. Эксперименты по созданию полноценных художественных фильмов минимальными, то есть иногда и прямо подручными средствами были активно продолжены идейно разнородной плеядой, в числе которой заметно выделились: Анна Фокина, снимающая "на местном материале" утрированные подобия дидактических короткометражек эпохи заката СССР; Алексей Улько, чьи игровые работы "Пионовый фонарь", "Волшебная флейта" и "Mare Nostrum" представили нарочито самоироничные эстетические и философские стилизации; Александра Батина, с ее опытами по возрождению "комеди дель-арте" в формате home video; молодая художница Александра Соколовская, демонстрирующая экспрессивные средства; дизайнер Аркадий Кабулов, фрагментарно, но последовательно, подбирающийся к синтезу оригинального киноязыка для полнометражной техносоциальной антиутопии. Вокруг них консолидировалась небольшая, но не лишенная одаренности группа непрофессиональных актеров для авторского кино.

Правда, ташкентским искусствоведам, по собственному признанию Марии Стальбовской, углубленный анализ мини-фестивалей начал откровенно надоедать — неубывающей напряженностью его внутренних изысков и предельных, а иногда и запредельных авторских амбиций, далеко не всегда подкрепленных адекватными им выразительными решениями. Но последнее обстоятельство не обескуражило организатора неформального движения — энтузиаста Олега Карпова, решившего не снижать заданный им изначально "олимпийский темп" проведения фестивалей с осознанной ставкой на то, что количество и интенсивность творческих поисков, в которые вовлекается все больше заинтересованных участников, перейдет в качество художественного прорыва. Обещанием чего стал, в частности, прошедший 25 мая 9-й мини-фестиваль VideoART, явными удачами вновь подогревший интерес столичной публики и внимание критиков.

Победа места над временем

Своеобразной манифестацией популярности у зрительской аудитории фестивалей "нового" игрового жанра, выросшего из изобразительного, явился дебютный фильм Сухроба Назимова "Удар Солнца", как бы сорвавший сливки со всех прежних художественных находок в своем направлении. Этот короткий, насыщенный игрой символов и драматургией цветной ролик протяженностью четырнадцать минут, по признанию многих в зале Музея Кино, оставил ощущение просмотра полнометражной киноистории.

Фабула действия экзотична, но не излишне замысловата. В маленьком полуразрушенном доме без признаков мебели где-то на окраине азиатского города, как в замке из слоновой кости, уединенно живет в своем вымышленном эстетском мирке юный отшельник, отгородившийся от окружающей действительности упражнениями по отработке внутренних техник кун-фу. Ежедневно он занимается лишь написанием иероглифов и постановкой ударов бамбуковой палкой по отражению солнца в воде. Но злопамятное светило однажды перестает быть далекой абстракцией и наносит ему ответный удар, оказывающийся роковым. Девушка полюбила другого. В состоявшемся тотчас за ее признанием "мужском разговоре" счастливый соперник цинично искушает отшельника на бессмысленный поединок в духе лелеемой им старины — схватку первобытных самцов за женщину как за "движимую собственность", но с коварным "учетом реалий" сегодняшнего дня. Не на мечах и даже не на бамбуковых палках. Предлагается противоборство умов — самой мужской, как бы там не считали фрейдисты, части мужского естества. "Сыграем в шахматы? Если выиграешь, она твоя". Потерпев сокрушительное поражение, герой, оставаясь верным себе, решает идти до конца. Чтобы не деформировать до этической неприемлемости свой утонченный внутренний мир, он замыкается в нем окончательно, совершив ритуальное сёппуку (харакири) с помощью драгоценной духовной реликвии — настоящего самурайского меча.

У этой истории при всем внешнем гротеске полной внутренней иронии, как минимум, двойной смысл. В кульминации фильма игра идет на абсолютно черной шахматной доске, все фигуры на которой белые. Но их одинаковая белизна в данном случае подчеркивает не равную чистоту намерений, а выражает равную тщетность и пустоту усилий обоих соперников. Девушка уже сделала выбор, что неоспоримо для современного общества, равно как и по внутренней сути. Стало быть, поединок бессмыслен? Но он все равно состоится, поскольку кроме банальной житейской причины имеет более глубокую культурную или даже космогоническую подоплеку. Кто потерпел настоящее поражение в поединке? Тот, чей искусственный эгоцентрический мир рассыпался в прах от первого столкновения с "жестокой" действительностью, или тот, кто от пустой самоуверенности решился поставить на кон то, что, возможно, бесценно, но им не ценимо. А, может быть, победили оба? Символика фильма допускает множество неординарных трактовок.

Одним словом, "Удар солнца" — классическая восточная сказка, притча, но на сей раз рассказанная смешливым языком современного актуального искусства. Некоторые критики усмотрели в фильме Сухроба Назимова неявное повторение мотивов широко известной ленты южнокорейского режиссера артхаус-линии "Кино без границ" Ким Ки-Дука "Весна, лето, осень, зима, и снова весна", а также обращают внимание на то, что символ белых шахмат с двух сторон на черной доске без клеток был уже обыгран Голливудом. Но для фестивального ролика, созданного в рамках эстетики и философии постмодернизма, не может идти никакой речи о вторичности или заимствованиях, лишь о намеренной "пастишизации" символического языка кино. Поэтому важен не "строительный материал" видеоряда, а "сооружаемый" автором смысл, адекватный месту и времени.

На фестивалях VideoART в Ташкенте уже демонстрировались и откровенно декларативные пастиши на знаменитые произведения мирового кинематографа. Например, "Неприбытие поезда" Вячеслава Усеинова — на "Прибытие поезда" братьев Люмьер. Его же ролик "Флирт" — на фильм "Конформист" Бернардо Бертолуччи. И другие. "У нас должны быть свои "Броненосцы "Потемкины" и "Крестные отцы", без них национальному кино не быть!" Но если переснимать все великие фильмы один к одному, то жизни не хватит. Поэтому будем ускоряться. Снимать три в одном", — гласит иронический манифест, опубликованный на сайте videoart.uz.

В фильме "Удар Солнца" достаточно намеренных противопоставлений, игры контекстов. Даже в операторской работе и монтаже постоянно повторяющиеся текучие поверхности воды органично "рифмуются" с прозрачными наложениями на кадры изысканных рукописных текстов. А в сюжетной канве не прерывается диалог между философской отвлеченностью и культурной абстракцией с намеренно грубой, вульгарно заостренной правдой жизненных ситуаций. Напряженные парадоксы выстраивают смысловой мост между дзенскими коанами иллюзорного бытия, в котором пытается пребывать, но неизбежно гибнет герой, и суровой суфийской мудростью повседневной действительности, в которой живет и работает автор фильма. Поэтому многие простые зрители, весьма далекие от теории постмодернизма, восприняли придуманную историю Сухроба Назимова искренне и непосредственно, как непридуманную историю. Критики же обратили внимание и на то, что ролик был создан профессиональным музыкантом, а это, безусловно, помогло и музыку в нем сделать полноправным "действующим лицом".

25 августа 2008 года в Музее Кино в Ташкенте состоится десятый, "юбилейный" фестиваль VideoART (если термин "юбилейный" применим к неформальному движению, принципиально отрицающему даже собственные традиции). Но этому предшествуют еще несколько событий с участием узбекских видео-артистов. 3 июля в польском городе Збошен Умида Ахмедова должна продемонстрировать свои работы. Художники Александр Барковский и Александра Соколовская были приглашены для участия в I Московской международной Биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?"

На вопрос критиков, возможно ли формирование в рамках мини-фестивалей VideoART в Ташкенте своего рода национальной "школы", авторского или просто "любительского" кинематографа, сами участники отвечают, что "все может быть". Если, конечно же, обстоятельствам не удастся одержать победу над проявляющейся уже сейчас амбициозной тенденцией — посягать на художественное отображение актуальных смыслов лаконичными, но адекватными месту и времени выразительными средствами видео.



Сайт управляется системой uCoz