Бессловесная жуть под живую музыку
Петербургские музыкальные авангардисты Андрей Сизинцев, Андрей Суротдинов и Александр Лыгун сообразят на троих в киноцентре "Родина". Они по очереди выступят в качестве таперов на первом в мире, немом и черно-белом, фильме ужасов.
"Кабинет доктора Калигари" — картина классическая, хорошо известная киноманам. Считается, что именно она положила начало немецкому киноэкспрессионизму и стала родоначальницей фильмов ужасов. "Ожившие рисунки" — так называли свое творение художники, придумавшие декорации, костюмы и грим. В свое время (а кино тогда только зарождалось) лента произвела на публику такое же впечатление, как недавно "движущийся комикс" "Город грехов": вроде бы актеры живые и съемки "честные", без компьютерных спецэффектов, а картинка будто рисованная. И все это на фоне мистического, в духе рассказов Эдгара По, сюжета.
После премьеры фильма Роберта Вине, мировая общественность была так потрясена, что в США даже начались марши протеста. Мол, негоже американцам увлекаться искусством врагов своей страны (то есть Германии). Дело было в 1920 году, сразу после Первой мировой.
Сейчас предысторию подзабыли, но новое европейское увлечение — просмотр классического немого кино в сопровождении тапера — позволяет многое вспомнить или открыть для себя заново. Проект "Немое кино + живая музыка" показывают во многих странах и разных городах. Единого организатора нет, всюду энтузиасты (или продвинутые прокатчики) изощряются по-своему.
- Мы выбрали ужасы, потому что сеансы начинаются в десятом часу вечера, — рассказала "Известиям" координатор проекта Маша Романова. — Такое сочетание поможет публике создать инфернальное настроение. Сейчас покажем только "Кабинет доктора Калигари", причем уникальную "цветную" версию, в которой режиссер собственноручно раскрасил кадры. В августе планируем "Носферату" немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау. Второй фильм чуть старше первого — 1922 года.
"Кабинет доктора Калигари", как истинное немое кино, будут сопровождать таперы — исполнители, иллюстрирующие фильм музыкой. Вот только если исторически таперы играли на пианино, то сейчас будут использовать другие инструменты, вплоть до электроники. Так что интерпретация обещает быть неожиданной. Завтра играет композитор и музыкант Андрей Сизинцев, работающий с пластическими театрами DEREVO и АХЕ, 3 июля — Андрей Суротдинов, музыкант группы "Аквариум" и большой любитель старинной музыки, 4 июля — Александр Лыгун, аранжировщик авангардных спектаклей Андрея Могучего. Все они пока не решаются говорить о проекте: дело для них новое, на сцене придется много импровизировать, и что получится — никому, включая самих музыкантов, не ведомо.