Скромность и непредубежденность
Завтра в кинотеатре "Пушкинский" состоится церемония закрытия 30-го Московского международного кинофестиваля. Жюри, если оно не собирается нарушить традицию награждения российских фильмов, предстоит нелегкий выбор между дурашливым "Садом" Сергея Овчарова, знойной мелодрамой Кати Шагаловой "Однажды в провинции" и "Райскими птицами" Романа Балаяна, украинскими по прокатному удостоверению, но русскими по сути. Сильных конкурентов отечественному кино среди остальных фильмов конкурса не нашла ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.
По итогам конкурса "Райские птицы" все-таки выглядят самым приличным русскоязычным фильмом конкурса. После незатейливого "Сада" надежды на какую-то высокохудожественность можно было связывать еще с Катей Шагаловой, вспоминая ее режиссерский дебют "Собака Павлова", в котором был эмоциональный накал и даже чудились проблески драматургической изобретательности. "Однажды в провинции" демонстрирует желание автора осилить многофигурную конструкцию, которая на этот раз помещается не в психлечебнице, как в "Собаке Павлова", а в провинциальном общежитии некоего завода, где обитают четыре друга — русский, чеченец и еще двое корешей с корейскими и кубинскими генами. Друзья периодически борются с фашизмом, избивая местных скинхедов, а также ведут бурную личную жизнь.
У русского героя жена — дура, у жены сестра — актриса из сериала "Братва", зачем-то приехавшая в провинцию и периодически сующая сестре деньги на операцию мужу, больному головой. У мужа, кроме того, еще имеется любовница, местный участковый милиционер (Любовь Толкалина), увлекающаяся фэн-шуй и дзен-буддизмом и иногда высказывающая мудрые мысли: "Человек — это сад скрытых возможностей" или "Мы идем по дороге, а какая она, не наше дело". Но даже самый начитанный и здравомыслящий милиционер не в состоянии внести порядок и смысл в хаотически закручивающийся клубок любовных связей между персонажами, которые, может, и разговаривают более натурально, чем в типичном телесериале, но поступают самым сериальным образом.
Аналогичная многофигурная конструкция встречается также в исландском фильме "На семи ветрах", в котором несколько хиппи приезжают из самых лучших побуждений работать воспитателями в приют для трудных подростков, но не только с ними не справляются, а окончательно доводят дело до греха. Педагогической тематике был посвящен и испанский фильм "Пробуждение от сна", запомнившийся прежде всего тем, что режиссер Фредди Мас Франкеза не поленился для своего выступления перед фильмом выучить по-русски слова "Поздравляю с победой!", а также предъявил фотографию своих бабушки и дедушки, вдохновившую его на создание фильма. В нем рассказывается о мальчике, которого мать подбросила дедушке, и, как выясняется, не зря: дедушка учит внука играть в футбол, рассматривать воду в колодце и понимать, что "люди, которых мы любим, покидают нас, но жизнь продолжается".
Еще один маленький мальчик, но более бойкий и предприимчивый, встречается в китайском фильме "Война на другом берегу". Речь идет о береге реки, протекающей по Шанхаю, где в 1937 году проходит линия фронта. Войну с Японией китайский мальчик рассматривает как красивую зрелищную игру, да и взрослые дяди недалеко от него уходят в своем легкомысленном отношении к войне, на которую они делают непатриотичные ставки в тотализаторе: пять против одного, что наши проиграют. Не страдает излишним патриотизмом американский фильм "Посетитель", герой которого, пожилой профессор-вдовец, приезжает из университета в Коннектикуте в свою нью-йоркскую квартиру и обнаруживает, что какой-то находчивый сдал ее нелегальным иммигрантам — сирийцу и негритянке из Сенегала. Начинается интернационализм, антиглобализм и прочие либеральные ценности, отмороженный профессор на глазах оживает: сначала учится у сирийца играть на барабане, а когда приезжает еще и сирийская мамаша, заводит с ней роман и проникается окончательным отвращением к американской бюрократической системе, не дающей ему спокойно дружить с понаехавшими без регистрации.
Лишена расовых предрассудков и несгибаемая работница бензоколонки из немецкой киноповести "Луна и другие любовники", которая, похоронив дочь-школьницу, погибшую в автокатастрофе, утешается тем, что влюбляется в симпатичного мужчину из Кашмира, торгующего на рынке куртками. После того как возлюбленный дает понять, что связывать с ней жизнь не собирается, героиня хладнокровно выходит замуж за своего стародавнего поклонника, немножко треплет ему нервы, а потом лишается руки, которую она как бы приносит в жертву своей несчастной любви, но и после этого не падает духом.
Нашедшая оптимальный баланс между трогательностью и самоиронией исполнительница главной роли в "Луне..." Катарина Тальбах может рассматриваться как явная кандидатка на "Георгия" за лучшую женскую роль, пожалуй, более сильная, чем известная французская актриса Сандрин Боннер, снявшаяся в экранизации повести известного французского писателя Флобера "Простая душа". Сандрин Боннер играет кроткую, как агнец божий, служанку, положившую всю жизнь на служение своей неприятной хозяйке и ее детям, но весомой благодарности не заслужившую и нашедшую лучшего друга в чучеле попугая. В отличие от экранизации "Вишневого сада", предпринятой Сергеем Овчаровым с целью переменить слишком серьезное отношение к чеховской пьесе, французская экранизация Флобера не содержит ни малейших претензий на авторскую трактовку. Это простая честная иллюстрация с простыми и честными актерскими работами, и креативности в ней так же мало, как и в остальных конкурсных картинах.
Но так же как и от чучела попугая странно ожидать высокого полета, так и от зарубежных режиссеров, участвующих в конкурсе ММКФ, странно требовать оригинальности. От них вполне достаточно ровного среднего уровня профессионализма, а за авторское самовыражение чаще у нас отвечают местные мастера. Но в этом году в плане креатива, фантазии и юмора лучшим фильмом нынешнего московского кинофестиваля рискует остаться предваряющий конкурсные показы рекламный ролик "Билайна", где снимают скальп с хабалки, не выключившей мобильный телефон.