Могильщики кинематографа
В рамках Московского международного кинофестиваля проходит IX медиафорум. Придуманный в 2000 году видеоартистом Алексеем Исаевым, этот фестиваль в фестивале призван напомнить, что к экранным искусствам сегодня относится не только привычное кино, но и еще совсем недавно считавшиеся маргинальными видеоарт и прочие искусства новых медиа. О программе медиафорума рассказывает ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Тема форума — "Мы — пользователи", и ей, конечно, нельзя отказать в актуальности. Ведь даже многие любители обычных фильмов, сериалов или клипов уже давно смотрят их в интернете, что же говорить о видеоарте, для которого всемирная паутина должна стать наиболее естественной средой обитания. Как всегда медиафорум предполагает международный конкурс, в котором в этом году участвует около тридцати работ из разных стран мира, в том числе Италии, Канады, Франции, Англии, Австрии, Бразилии. Но большинство участников из России. Среди них есть и авторы, известные в мире современного искусства, такие как Владимир Логутов или группа "Провмыза", выставлявшаяся в российском павильоне на Венецианской биеннале в 2005 году со сложной инсталляцией, где зрителя обдували ветрами разной силы.
На медиафоруме показывают и специальные программы как ретроспективы деятелей американского экспериментального кино, существующие на грани кинематографа и перформанса. Кена Джакобса, включенного нью-йоркским музеем Уитни в число ста самых значительных художников ХХ века, причисляют к деятелям паракинематографа — то есть кино, созданного необычными средствами, в том числе и вообще без пленки и камеры. В начале своей карьеры Кен Джакобс устраивал проекции-перформансы из живой игры света и теней. А потом изобрел Nervous System Performances, осуществляемые при помощи специального аппарата, позволяющего манипулировать с уже существующими кино- и видеоматериалами. Длящийся 400 минут фильм "Star Spangled To Death", работу над которым мастер начал еще в 1950-е годы и продолжал всю свою жизнь, представляет этакую хронику американской истории ХХ века. Перед показами предупреждают, что яркий пульсирующий свет, использованный в фильмах, может оказаться опасным для лиц, страдающих эпилепсией. На остальных работы Джакобса, превращающие в гипнотические орнаменты фрагменты старых кинохроник, могут оказать вполне психоделический эффект. Режиссер следующего поколения, родившийся в 1965 году Билл Моррисон, создает свои короткометражки на основе старинных кинопленок конца XIX — начала XX века, причем эстетический эффект достигается именно за счет крайне плохого состояния руинированных кинолент. Его фильмы — исполненное сладкой меланхолии прощание с традиционным кинематографом, который уходит в прошлое под натиском новых технологий и медиа.
Но самым известным участником нынешнего форума является звездный перебежчик из стана большого кино — Питер Гринуэй. Режиссер, начинавший с создания концептуальных бессюжетных короткометражек, в 1980-1990-х прославившийся как автор постмодернистских хитов, наделенных яркой зрелищностью и запутанными сюжетами фильмов, таких как знаменитый "Повар, вор, его жена и ее любовник", в последнее время окончательно разочаровался в большом кино.
На медиафоруме он выступил с лекцией "Кино умерло. Да здравствует кино". А на следующий день продемонстрировал собственную методику реанимации покойника, показав мультимедийный перформанс по мотивам своего кинопроекта артхаус-линии "Кино без границ" "Чемоданы Тульса Люпера". Поистине неподъемные многосерийные и мультимедийные "Чемоданы" обращены не столько к зрителю, который вряд ли способен высидеть это многочасовое зрелище в кинозале, сколько к пользователю, на протяжении многих дней перелистывающему их как книгу на экране своего ноутбука. Мэтр предлагает смотреть их сразу на множестве экранов — именно так он их и показал в Москве, в виде своего рода виджеевского сета.